splash page contents


«Что делать?»

(Н.Г.Чернышевский)

«Что делать? – спросил нетерпеливый петербургский юноша. – Как что делать: если это лето – чистить ягоды и варить варенье, если зима – пить с этим вареньем чай»

(В.В.Розанов. Эмбрионы)

«Родился в Саратове, в семье садовода...»

(Павел Варфоломеевич Кузнецов,
из автобиографии)




художник:

Евгений Стрелков
куратор:
Игорь Сорокин
участники:
Ольга Бельская
Анастасия Борисова
Наталья Тараканова
Наталья Концедалова
Михаил Синтин
Кирилл Рябинин
Алексей Журавлёв
Павел Наконечников
Павел Шестернёв
Ольга Рекунова
Людмила Савченко
Любовь Сапрыкина
Елена Спирина
Дмитрий Хазан
А потом наступала пора урожая. Она заявляла о себе то в одной, то в другой стороне сада глухими ударами о землю срывающихся яблок. Это время тоже распределялось по пьянящим ароматам: сначала грушовка, мальт багаевский, белый налив, после — титовка, анисы и черное дерево. И под самый конец, когда уже чавкает под ногами промокшая листва, — золотая антоновка.
игорь сорокин


при участии: Саратовского
Гос. худож.
музея им. А.Н.Радищева;
межрегион. обществ.
движения «Содружество
музейных работников
Поволжья» в рамках
проекта «Волжский сплав»;
Нижегородского филиала
Гос. центра современного
искусства;
при поддержке:
Юрия Жилякова,
ОАО «Рознефть»
и Павла Шестернёва

Ч А Е П И Т И Е
на фоне «Балкона»*

Сад как почтовое отправление компактен, морозоустойчив, лишен запахов и цвета. Таинственная эманация сада, перенесенная в залы экспозиции картинной галереи, обретает форму, вкус и цвет. Он способен к воплощениям, превращениям и перемещениям. Алхимия творчества обратила пепел в золотую субстанцию яблочного варенья.

Зима. Темноватые залы Астраханского художественного музея озарила банка яблочного варенья. Что делать? «Пить с этим вареньем чай». Что и было с восторженной жадностью сделано.Тоскуя над опустевшей банкой, задумались о возможности учреждения Общества художников-садоводов...

Раиса Захарова, Галина Машарова
Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М.Кустодиева

* П.В.Кузнецов. Балкон. Х.,м. , 134*103, Инв.№ АКГ Ж-411

ПИГМЕНТЫ КУЗНЕЦОВА

Марина Игнатушко, Нижний Новгород

Проект «След сада» завершился на главпочтамте города Саратова в минувшем декабре, и «следы сада» теперь можно обнаружить в 44 пунктах назначения…

А началось все весной 2001 года в доме Павла Кузнецова. Здесь прошло детство замечательного русского художника, здесь рос сад, посаженный его дедом… Когда в конце 1980-х при реставрации дома по саду раскатали бревна сруба, разложили детали и конструкции кровли, участь плодовых деревьев была решена...

Итак, весной художники и музейщики из волжских городов на пустыре возле дома Кузнецова посыпали золой снег, рисуя тени исчезнувших деревьев. Этот графический лэнд–арт не мог не вызвать напряженности в окружающем пространстве: тени есть, а деревьев нет – словно метафизический упрек из прошлого. И в начале лета энтузиасты занялись опылением «цветущих деревьев», создавая ситуацию, схожую с шитьем из невидимой ткани платья для короля. На штативах были закреплены бумажные листы с растолченными красками палитры Павла Кузнецова, и ветер разносил пигмент по «саду». По осени «собрали урожай яблок», прикупив настоящие плоды в саратовских окрестностях... Сварили варенье. Сорок четыре пол-литровые баночки яблочного варенья – по числу российских и зарубежных музеев, в собрании которых находятся картины Павла Кузнецова. В коробках из гофра-картона с красивыми этикетками эти баночки и отправились к адресатам. И если варенье, сваренное в артистической обстановке поклонниками Кузнецова, – не дай бог! – забродит ненароком, можно это считать продолжением художественно-метафизического проекта...

I: насаждение
Март 2001
На снегу во дворе дома Павла Кузнецова золой были изображены «тени» ныне утраченного, но метафизически существующего сада Павла Кузнецова.

II: опыление
Июнь 2001
С бумажных листов с изображениями своеобразных техногенных «насекомых» ветер разносил по территории сада красочные пигменты – цветную «пыльцу» оттенков «саратовской школы живописи»
(В.Э.Борисов-Мусатов, П.В.Кузнецов, П.С.Уткин, К.С.Петров-Водкин).

III: плодоношение
Декабрь 2001
К 17 ноября, дню рождения П.Кузнецова, на рынках
Саратова были куплены яблоки поволжских сортов,
а 30 ноября – 1 декабря в теплой компании сотрудников
и друзей Радищевского музея художник Е.Стрелков и куратор проекта И.Сорокин варили из этих яблок варенье. Во флигеле
Дома Павла Кузнецова варенье было закатано в банки,
банки снабжены этикетками, упакованы в специальные коробки вместе с описаниями и отправлены с пометкой
«рекомендовано к чаю» в адреса 44 музеев,
хранящих картины П.В.Кузнецова.
IV: postвкусие:
отклики некоторых корреспондентов проекта «след сада»

архангельск:

С удовольствием сообщаем Вам о том, что след замечательной банки с яблочным вареньем найден в Архангельске... Это художественное творение бережно, в течение целого года, хранилось в музейной библиотеке, куда оно попало весьма случайно. Но Банке, вероятно, было очень скучно в музейной библиотеке, и она придумала повод – отправить двух Марин на конференцию в Саратов и с их помощью тайное сделать явным...

1 ноября 2002 года в присутствии сотрудников Музейного Объединения «Художественная культура Русского Севера» банка была торжественно вскрыта и съедена. Наше Музейное Объединение расположено в нескольких зданиях, встречаемся уже с коллегами не так часто, благодаря этому «действу» мы встретились и рассказали коллегам о поездке в Саратов, о вашей акции... Мы желаем Вам творческой одержимости и куража в реализации уникальных проектов!

переписка

Дмитрий Степанов, Сергиев Посад, ТК «Радонежье» – Ольге Рекуновой, ГТРК «Саратов». 24 декабря 2001

Спасибо вам за варенье, очень вкусное (я тоже успел попробовать). Музейщики в «Абрамцево» были в восторге от такого неожиданного привета. Когда банку достали, выяснилось, что под рукой нет открывалки, и старейшему сотруднику музея пришлось открывать её голыми руками. Между прочим, он единственный из присутствовавших, кто встречал Павла Кузнецова. Было это в Саратове году в 1955-м. В музее три работы художника, репродукцию одной из них просили передать вам. Музейщики обещали подумать, что бы такого наготовить для вас. Может, ухи наварить?

Ольга Рекунова, ГТРК «Саратов» – Омскому телевидению, программе «Провинция». 24 декабря 2001

...Появилась новая информация о варенье (предвижу ваши эмоции!!!), крепитесь. (...) В общем, как нам удалось выяснить у проводницы Пятовой (не раз упомянутой всуе), она банку оставила в Омске у дежурного по вокзалу! Так что... возможно, её (т.е. банку) отправили по адресу, то бишь в музей. Но это из разряда маловероятных случайностей, но вы проверьте, вдруг...

Владимир Кобяков, Таганрогская телекомпания – Ольге Рекуновой, ГТРК «Саратов». 28 января 2002

Варенье сотрудники галереи оставили на празднование 8 Марта. А в ответ ближе к лету отблагодарят саратовский дом-музей банкой с вареньем из крыжовника. Его очень любил Антон Чехов, который был одним из основателей Таганрогской картинной галереи.


ярославль: чаепитие по-саратовски

Ирина Реховских

Банка с яблочным вареньем, полученная по почте из Саратова, – знак, реально обретший форму и даже вкус, – открывала новый контекст своего приБытия сразу после теплых воспоминаний.

Саратов выплывал из перламутровой дымки впечатлений о прошлой весне, о доме Павла Кузнецова, где на месте уже не существующего сада художники моделировали «тени» несуществующих деревьев. Были мешки с золой – мы сосредоточенно включились в процесс. Сада нет, но тени сада остались на снегу. Время обернулось к Памяти. Метафизика Пространства и Путешествие банки с вареньем объединили музеи, хранящие произведения Павла Варфоломеевича.

Накануне Старого Нового года в Ярославском Художественном музее состоялась церемония чаепития с вареньем из Саратова. Она состояла из трех этапов и началась в парке.

Сад Павла Кузнецова и зимний Губернаторский парк совместились в пространстве Памяти. Пластмассовые совочки, мелькавшие при «высеивании» золы в Саратове и лепке снежных статуй в Ярославле, усиливали впечатление сближения.

Мы перешагнули порог и услышали музыку (А.Разживин, О.Кусмарцев). Звуки Сада и тишина Сада погружали в новое состояние. Пластика и движение (театр перфоманса Second hand) возвращали к прежним метафизическим координатам. Сад был вокруг и внутри.

Позднее все собрались за чайным столом. Нераспечатанная банка с вареньем стояла как артефакт – долго искали «открывашку». Не нашли. Общими усилиями вскрыли обычным ножом. Спасибо всем.

АДРЕСАТЫ «СЛЕДА САДА»

1. Государственный музей-заповедник «Абрамцево»
2. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
3. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера», Архангельск
4. Астраханская картинная галерея имени Б.М.Кустодиева.
5. Азербайджанский государственный музей изобразительного искусства им. Р. Мустафаева, Баку
6. Государственная картинная галерея Армении, Ереван
7. Музей русского искусства (коллекция профессора А. Я. Абрамяна), Ереван
8. Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа
9. Музей МГУ (бывшее собрание Биолого-почвенного факультета МГУ)
10. Государственный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Москва
11. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск
12. Вологодская областная картинная галерея
13. Вольская картинная галерея. Саратовская область, г. Вольск
14. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала.
15. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
16. Иркутский областной художественный музей имени В.П.Сукачева.
17. Костромской государственный объединенный художественный музей.
18. Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.
19. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.
20. Кировский областной художественный музей имени братьев Васнецовых.
21. Государственный музей искусств Казахстана имени А. Костеева, Алма-Ата
22. Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана.
23. Нукусский государственный музей искусств имени И.В.Савицкого. Узбекистан
24. Львовская государственная картинная галерея. Украина
25. Собрание кафедры истории медицины 1-го Государственного медицинского института, Москва
26. Музей изобразительного искусства в Мальмё. Швеция
27. Нижегородский государственный художественный музей.
28. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
29. Пермская государственная картинная галерея.
30. Государственный музей-заповедник «Петергоф»
31. Приморская краевая картинная галерея, Владивосток
32. Кабинет рисунка и гравюры ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва
33. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
34. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ярославская обл., г. Ростов
35. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П.Пожалостина.
36. Смоленский областной художественный музей
37. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
38. Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»
39. Государственный музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад
40. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент
41. Хвалынская картинная галерея имени К. С. Петрова-Водкина
42. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
43. Ярославский художественный музей
44. Саратовский государственный художественный музей
имени А. Н. Радищева
а также:
Ульяновский художественный музей
Волгоградский художественный музей
Таганрогская картинная галерея
Омский художественный музей
Алупкинский дворец (Новый Кучук-кой)

В Нижегородский художественный музей пришла посылка... Под яблочный аромат побеседовали о живописи, вспомнили добрым словом Кузнецова и призадумались: «А должен ли современный музей пахнуть исключительно пылью веков?». ... Почтовые хлопоты оправдывала мысль о том, что по мановению художественного жеста в сорока музеях сидят люди за чашкой чая и вдыхают ароматы саратовских садов. Пить чай и вести беседу – вот вам новый лозунг искусства...

Катерина Золина, «Нижегородский рабочий»



splash page contents