Задав вопрос в лоб, всегда рискуешь получить ответ по затылку, и всё же:
что заставляет из века в век часами высиживать в непосредственной близости к водоёму?
а) Возможность наловить рыбы для всех членов семьи (включая кошку) – благая ложь для успокоения жен и близких (включая кошку).
Большинство рыбаков не являются рыболовами.
б) Возможность пообщаться с друзьями – благая ложь two для мам и подруг.
Известно, что на рыбалке молчат, а «рыбацкие истории» рассказывают по окончании её, за столом.
в) Описанная Аксаковым возможность соединения с природой – похоже на то, если «соединение» усилить и дополнить «растворением»
(смысловой нюанс очевиден).
Однажды Джордано Бруно написал, что природа – это Бог в вещах... И всё было бы ничего, если бы наоборот…
Когда все предметы и существа пребывают в инстанции более объёмной и куда как более осмысленной, строй догматики не ломается.
Бруно же растворил Бога в природе, наделив её бесконечностью и одушевлённостью и подготовив почву для развития классического рационализма.
Алкоголь, наркотики, медитация, лишённые сакральной миссии, со временем превратились в способы снятия стресса.
Человечество привычно прибегает к данным способам, раздельно или в совокупности составляющим основу различных форм отдыха.
К последним как раз и относится рыбалка, в которой органичным образом совмещаются алкоголь и медитация.
Причём тотальная нетверёзость рыбаков является мифом – в процессе рыбалки спиртосодержащие жидкости выполняют функцию церковного вина,
т.е. причащают (спустя некоторое время после употребления человек ощущает себя частью природы).
Умиротворение, достигаемое при этом, сродни святости.
На втором этапе, в процессе сосредоточенного созерцания поплавка, человек постепенно перестаёт чувствовать себя чем-то отличным от всемирного целого,
он растворяется в надличностном бытии всецело и без остатка. В этой связи, на вопрос профана: «а чё это тот мужик с удочкой всё сидит и ничего не ловит?»
– можно ответить в стиле дзен-буддийских Учителей: «а ты уверен, что он там сидит?». Учитель непременно стар.
Чаще всего он – дедушка, хранитель народной мудрости, изрекаемой по случаю из-под прокуренных «Беломором» усов.
Он – большой знаток рыбьих повадок и клёвых мест, возможно, он хитрец и лгун с лукавинкой в синем, подёрнутом пеплом, глазу. Он – почти что предок.
Для целого ряда индоевропейских культур семантика реки (шире – любой проточной воды) неразрывно связана с загробным миром и его гостеприимными обитателями.
Река в этой связи представляется своеобразным мостом, на котором развёртывается таинство встречи поколений.
Рыбалка с удочкой – занятие стариков и детей, т.е. тех, кто уже готовится к переходу в состояние предка, и тех, кто представляет последнее,
самое новое звено в цепи поколений.
|