splash page contents

ПЁТР ИВАНОВИЧ СУББОТИН-ПЕРМЯК СЫН КОМИ– НАРОДА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА И ПЕРВЫЙ ЭТНОФУТУРИСТ
Леонид ТИШКОВ


«Вы – построение пространств, мы – построение времени!» Так обратился к художникам Велимир Хлебников на одной из встреч футуристов, приглашая в Правительство Земного Шара. «Правительство земного шара уже существует. Оно – Мы». Под трепещущим флагом ПЗШ на празднике искусств 25 мая в легендарном поэтическом году, как они называли 1917 год, шли поэты и художники Хлебников, братья Бурлюки, Петников, Маяковский, Кручёных, Каменский, Малевич... Китайцы Тинь-Э-Ли и Янь-Юй-Кай, американцы Крауфорд и Виллер, абиссинец Али-Серар... Лётчики Богородский, Кузьмин и Михайлов...
Был среди них и художник-реформатор, авангардист Пётр Субботин-Пермяк. В лилово-ярком шерстяном шарфе, в высокой шапке на длинных чёрных волосах, ясными голубыми глазами смотрел он на высокого, как сажень, гения-поэта, провидца Лебедии будущего, Велимира, будетлянина, первого Председателя Земного Шара, и жадно ловил его каждое слово.
– Мне нравится ваша подпись, Иван, в ней заключена сила и знание нового, вы – Председатель Земного Шара, вы – один из нас, триста семнадцати, вы будете сорок седьмым! – тихо говорил Велимир, держа его за плечо.
рисунок Леонида Тишкова
Субботин – сын Коми-Народа
Он наш первый учитель
Он первый к искусству путь проложил
И нам, пермякам, передал эстафету!
Искусство бороться нам помогало
Художники не бросали кистей
Товарищи в бою погибали
Веря в победу свою
Пусть поколение новое Коми-Пермяцкое
По завету Субботина
Радостно, красочно
Ярко живет.
Так писала позже в Кудымкаре Стефанида Щербинина, ученица Петра Ивановича.
Ещё раньше, в феврале 17-го, в Малом зале Московской Консерватории на лекции Казимира Малевича «Обручённые кольцом горизонта и новые идеи в искусстве» на втором ряду, рядом со своим земляком и родственником Васькой Каменским, поэтом, летчиком и футуристом, сидел художник Пётр Субботин, записывая в блокнот главные мысли художника-супрематиста. Опрокинуть старые законы, дать искусству новую жизнь через массы простого народа. Каждый человек – художник...
В 1920 году Пётр Иванович напишет и размножит машинопись «Приёмы и система нового искусства» [см.стр.22 наст.изд.], объединив в ней главные мысли своих лекций, читанных в Пермском художественном техникуме, и проиллюстрировав их. До своего возвращения на родину в 1919 году он получает мандат уполномоченного по делам искусств Наркомпроса и едет из Москвы домой, в Пермь, в Кудымкар, где создаёт художественно-промышленные мастерские, краеведческий музей, соединяя в себе художника, исследователя и пропагандиста.
Он пишет в одном из писем 1914 года: «А мне кажется... подъём теперь есть. Появятся творцы в области наук и искусства, народного хозяйства. А сколько можно сделать в области изучения нашей окраины, как много ещё нуждается в изучении наше народное искусство, археология!»
А ещё раньше – в 1909 году – он мечтал о доступном для народа искусстве: «Затем, я думаю, хорошо бы устроить в клубе в Кудымкаре такую штуку, сделать возможным детям крестьян поучиться рисовать, лепить, делать игрушки, цветы, – вообще всё, что относится к искусству. Пожалуй, охотников найдётся много бесплатно, каждый день на один час или полтора не откажутся. Как ты думаешь? Собирать растения им тоже было бы интересно. Я тебе пишу об этом, а может, это и сбудется в жизни при каком-нибудь особенном случае». Это пишет он из Москвы своей дорогой прекрасной жене Евстолии.
Свершается Революция, и Субботин-Пермяк получает в руки флаг Нового Искусства и несёт его своему народу. Петр Иванович Субботин-Пермяк создаёт при помощи Советской власти в Кудымкаре удивительный Краеведческий музей; он организует раскопки Красной горки – места стоянок древнего человека; собирает и описывает огромное количество единиц народного ткацкого творчества – так называемые «набойки» и кушаки. Издаёт малым тиражом, переписывая от руки, альбомы с образцами ткани, иллюстрируя их цветными линогравюрами.
Передо мной – фотографии 1930-го года, сделанные в Кудымкаре, Юсьве, Егве...
Толпы воодушевлённых людей, шествующие со знамёнами, строящие школы, клубы, обустраивающие музей. Огромный музей, наполненный до верха образцами народного творчества, изделиями из дерева и кости, камня, глины, бересты...


splash page contents