Так писала позже в Кудымкаре Стефанида Щербинина, ученица Петра Ивановича.
Ещё раньше, в феврале 17-го, в Малом зале Московской Консерватории на лекции Казимира
Малевича «Обручённые кольцом горизонта и новые идеи в искусстве» на втором ряду, рядом со своим земляком и родственником
Васькой Каменским, поэтом, летчиком и футуристом, сидел художник Пётр Субботин, записывая в блокнот главные мысли
художника-супрематиста. Опрокинуть старые законы, дать искусству новую жизнь через массы простого народа.
Каждый человек – художник...
В 1920 году Пётр Иванович напишет и размножит машинопись «Приёмы и система нового искусства»
[см.стр.22 наст.изд.], объединив в ней главные мысли своих лекций, читанных в Пермском художественном техникуме, и
проиллюстрировав их. До своего возвращения на родину в 1919 году он получает мандат уполномоченного по делам искусств
Наркомпроса и едет из Москвы домой, в Пермь, в Кудымкар, где создаёт художественно-промышленные мастерские,
краеведческий музей, соединяя в себе художника, исследователя и пропагандиста.
Он пишет в одном из писем 1914 года: «А мне кажется... подъём теперь есть. Появятся
творцы в области наук и искусства, народного хозяйства. А сколько можно сделать в области изучения нашей окраины, как
много ещё нуждается в изучении наше народное искусство, археология!»
А ещё раньше – в 1909 году – он мечтал о доступном для народа искусстве: «Затем, я
думаю, хорошо бы устроить в клубе в Кудымкаре такую штуку, сделать возможным детям крестьян поучиться рисовать, лепить,
делать игрушки, цветы, – вообще всё, что относится к искусству. Пожалуй, охотников найдётся много бесплатно, каждый день
на один час или полтора не откажутся. Как ты думаешь? Собирать растения им тоже было бы интересно. Я тебе пишу об этом,
а может, это и сбудется в жизни при каком-нибудь особенном случае». Это пишет он из Москвы своей дорогой прекрасной
жене Евстолии.
Свершается Революция, и Субботин-Пермяк получает в руки флаг Нового Искусства и несёт
его своему народу. Петр Иванович Субботин-Пермяк создаёт при помощи Советской власти в Кудымкаре удивительный
Краеведческий музей; он организует раскопки Красной горки – места стоянок древнего человека; собирает и описывает
огромное количество единиц народного ткацкого творчества – так называемые «набойки» и кушаки. Издаёт малым тиражом,
переписывая от руки, альбомы с образцами ткани, иллюстрируя их цветными линогравюрами.
Передо мной – фотографии 1930-го года, сделанные в Кудымкаре, Юсьве, Егве...
Толпы воодушевлённых людей, шествующие со знамёнами, строящие школы, клубы,
обустраивающие музей. Огромный музей, наполненный до верха образцами народного творчества, изделиями из дерева и кости,
камня, глины, бересты...