|
|
ЦАРИЦА ПОЛЕЙ
Рождение топонима Мышкин традиционно связывают с местной легендой: некий князь прилёг отдохнуть
на берегу Волги, проснулся же от того, что по его лицу проползла мышь. Поначалу князь рассердился, но увидев, что мышь спасла его от подползающей
змеи, прославил животное в имени нового города.
Исследователи видят в этом иносказании языческое противопоставление земледельческой и воинской культур и, соответственно, культов Велеса
и Перуна. Мышь как животное, кормящееся плодами труда пахаря, олицетворяла Велеса, змея же издревле была символом бога громовержца Перуна.
Время создания легенды пришлось на разложение общинного строя с его собирательством, рыбалкой и грабежом – и на возникновение феодального
хозяйства с его трёхпольем, двукольем и правом первой ночи.
Подобные легенды записаны почти всюду, правда в роли мыши выступают другие грызуны: в Североамериканских штатах – скунс, в Южноамериканских –
опоссум, в Канаде – бобёр, в Гренландии – лемминг, в Бразилии – капибара, в Патагонии – шиншилла, в Индии – мангуст, в Индонезии – вомбат, в
Сомали – голый землекоп, в Эквадоре – эквадорский ценолест, в Чили – чилийский ценолест, в Перу – перуанский ценолест или инка, в Англии – выдра,
в Сибири – ондатра, в Тюрингии – сурок, в Танзании – хомяк, в Новой Зеландии – полинезийская крыса, в Австралии – крыса сумчатая.
С мышкинцами связана и другая хрестоматийная история – по преданию в лихое время мыши разбудили своим писком жителей и таким образом спасли
город от разрушения кочевыми финно-уйгурскими племенами.
Неудивительно, что после всего этого мышь стала священным животным для горожан, ей посвящались праздники и ритуалы, а на ранних этапах даже
приносились человеческие жертвы. И сегодня в краеведческом музее Мышкина можно увидеть артефакты этого поклонения: вырезанные из дерева и моржового
клыка мышиные фигурки-амулеты; расшитые изображениями т.н. «мышиного короля» парсуны; миоморфные гирьки, точила, скрипела, грузила.
Совершенно очевидно, что мышиный культ непомерным бременем лёг на городское хозяйство. Пастбища и гульбища кишмя кишели мышами. Защищённые
княжеской охранной грамотой, грызуны бесконтрольно плодились из лета в лето.
Наконец, выев все сыпучие припасы в амбарах и выпив всё пиво в ледниках, разросшаяся популяция перешла на подпорченное зерно с глубины погребов
и на тяжёлую воду с самого дна колодцев.
Изрешечённый многочисленными ходами и норами грунт под городом не выдержал тяжести древнего мышкинского кремля и обрушился. Вместе с кремлём
погибли и многочисленные серые обитатели мышкинских катакомб. |
КАК УИРО НЕ ПОЙМАЛ ВАКАТАУ
маорийская легенда
Были два человека, Вакараро и Вакатау. Отправились они ловить рыбу. Но встретился им хитрый Мауи
и предложил отведать перебродивших плодов. Вакараро отказался, сказав: «Я пойду ловить рыбу». А Вакатау не отказался, сказав: «Я пойду ловить
рыбу потом, когда наемся перебродивших плодов, которые предлагает мне Мауи». И, отведав плодов, лёг и уснул на берегу. А Мауи тем временем побежал
бегом к злобному змею Уиро и сказал: «Смотри, Уиро, на берегу спит человек Вакатау. Давай убьём его, съедим его сердце и станем бессмертными».
И Уиро открыл глаза и пополз туда, где спал наевшийся перебродивших плодов Вакатау. Крыса же носила имя Ти-лалофонуа. Она пробегала мимо спящего
Вакатау и почуяла запах перебродивших плодов, которые остались недоеденными. И так ей их захотелось, что не стала она бежать кругом, а решила
прыгнуть прямо через Вакатау. Однако правой пяткой угодила в нору, которую накануне вырыл в песке рачок Туа-наквалу, оступилась и упала прямо
на лицо Вакатау. Тот с перепугу решил, что душу его собрались забрать колдуны из Нижнего мира Фафа, замахал руками, закричал и побежал прочь.
И Уиро не догнал его. А Мауи плюнул от досады прямо в море, слюна его отвердела, и появился Нгаунга-толо. А крыса Ти-лалофонуа вдоволь наелась
перебродивших плодов. ![]() |
|