splash page contents

Основа нашего проекта – циклы «Шансонетки Нижегородской ярмарки» известных фотографов начала XX века Максима Дмитриева и Михаила Хрипкова. Шансонетки (а в те годы в газетной рекламе часто встречаются и другие их наименования: гризетки, этуали, субретки...) изображены фотохудожниками с большой выразительностью. Девушки позируют в призывных позах, как правило, на фоне пышной растительности – чем не легендарные обольщающие моряков сирены!
Для большего сходства с гомеровским сюжетом (а также, скажем, с его развитием у Джеймса Джойса в 11-ом эпизоде «Улисса») фотографическому циклу требуется цикл вокальный – он-то и создаётся в нашем проекте с помощью специально написанной программы, превращающей увеличенные и «замыленные» лица певичек в звуковые ландшафты. Наложенная на фото спираль из 99 точек-«пункций» фиксирует степень глубины чёрного цвета в каждой из этих точек и превращает полученный набор чисел в набор тонов, а затем и в сладкозвучные аккорды.
(Здесь можно добавить, что некоторые космологические мечтатели типа Гики и Хембиджа считали, что в спиралевидной раковине, так называемом наутилусе, или жемчужном кораблике, они уловили глубинный образ миропорядка.
Спиральными же были и первые лабиринты, спиральные раковины нашивали на одежду пилигримы, возвращаясь из паломничества к горе Сен-Мишель в Нормандии.)
Шансонетки, дошедшие до нас в архивном фотоальбоме, – один из образов далёкой истории – образчик неважный, бедный, но трогательный... Двойственно поведение шансонеток перед камерой – они и развязны, и смущены... Фотокадр словно рыбацкая подсечка вырывает из привычной среды жительниц подводного мира, обитателей «дна»; память влечёт нас в даль прошлого, как моряков Одиссея память влекла к поющим девам на недоступных островах.
Проект «сИренада» посвящен темам места и памяти. «Разве не касается нас самих дуновение воздуха, который овевал наших предшественников? Разве не отзывается в голосах, к которым мы склоняем наше ухо, эхо голосов, ныне умолкших?.. А если это так, то между нашим поколением и поколениями прошлого существует тайный уговор», – писал по схожему поводу Вальтер Беньямин. Архивные фото немы, их персонажи – словно рыбы, выброшенные из глубины века на берег сегодня.
Но искусство приставляет к их губам магическое зеркальце медиа – и вот с губ, как со спирали допотопного граммофонного диска, льётся звук...


splash page contents