|
|
О том, что всё живое произошло из воды, догадывался ещё древнегреческий философ Фалес, от учения коего, как водится, остались
одни разрозненные афоризмы. Учение Фалеса творчески развил Анаксагор, по свидетельству Диогена Лаэртского учивший тому, что:
«Живые существа рождаются от влаги, тепла и земнообразности, а потом уже друг от друга, самцы – от правой стороны [матки],
а самки – от левой». Аристотель, в свою очередь, полагал, что если вода и является источником происхождения живого, то только
вода гниющая, а ещё лучше – гниющий придонный ил, в толще которого самозарождаются дождевые черви. Происхождение червей из
ила столь же очевидно, как и происхождение клопов из телесных соков животных, а вшей – из мяса.
Христианские мыслители столкнулись с проблемой происхождения животных далеко не сразу. Пока христианство отмежёвывалось от
манихейской ереси, никто не задавался вопросом, как и для чего Бог сотворил всякую дрянь, как то вышеупомянутые вши и черви.
Для Августина Аврелия зло ещё не имело бытийной основы, но являлось лишь недостатком добра, как и безобразное – мельчайшей
степенью прекрасного. Следовательно, Бог сотворил из земли не только человека, но и всё остальное, на первый взгляд не вполне
совершенное.
Впоследствии манихейство вернулось, добавив христианскому Богу его противоположное начало – Дьявола. И уже Фома Аквинский
авторитетно утверждал, что паразиты и другие вредоносные твари есть порождение зла (некая злая воля оплодотворяет гниющую
материю, зарождая в ней всякую нечисть).
Однако дело Аристотеля не умерло. На рубеже XVI-XVII веков голландец Ян Баптиста ван Гельмонт, отстаивая теорию самозарождения,
разработал оригинальную технологию производства мышей: пропитанная потом рубаха помещается в открытый сосуд, в который кладётся
также пшеница, и спустя три недели из пшеничного зерна, пропитанного ферментами рубахи (кстати, понятие «фермент» было введено
в науку как раз Гельмонтом), вылупится искомый грызун.
В этот же период Томас Гоббс, ссылаясь на авторитет Диодора Сицилийского, кратко излагает историю возникновения живых существ
следующим образом: «[Земля] вначале представляла собой довольно мягкую массу, которая затем отвердела под влиянием лучей солнца.
Благодаря этой мягкости земли в болотистых местностях на участках, которые сильнее других подвергались действию солнца,
образовались там и сям выступы, своего рода пузыри, обтянутые кожицей, которые затем под воздействием солнечных лучей лопнули.
От этих-то пузырьков [...] произошли все живые существа, в том числе и люди». Примечательно, что Гоббс в целом соглашается с
этой забавной теорией, однако считает, что живые существа в пузырях образовались не сами собой, а «силой слова божьего».
И хотя уже в 1688 году итальянец Франческо Реди установил, что черви на гниющем мясе появляются не из самого этого мяса,
а из отложенных мухами яиц, теория самозарождения, усиленная христианской идеей божественного креационизма, продолжает
безоговорочно доминировать вплоть до XIX века.
Лишь в 1860-62 годах Луи Пастер опытным путём доказал, что жизнь образуется благодаря бактериям, которые, в свою очередь, не
могут размножаться и умирают, если питательная среда некоторое время прогревается при температуре 50-60 градусов. Собственно,
за это в 1862 году Парижская Академия присудила Пастеру премию. И зря... Уже в 1889 году в своей работе «Прекрасное в природе»
Владимир Соловьёв убедительно доказывает, что глисты, вши и клопы «лишены самостоятельного значения, будучи только
болезненно-оживлёнными экскрементами других организмов». К настоящему моменту от теории Пастера остались лишь приёмы пастеризации
домашних заготовок, да техники лечения вина.
Нехитрые же наблюдения и теперь демонстрируют нам, что мушки-дрозофилы появляются на свет именно из гниющих яблок, а тараканы
и кишечнополостные «заводятся», т.е. самозарождаются. И питательной средой им служат тьма, невежество, грязное бельё и
нечистая совесть. |
|