splash page contents

КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ последняя работа Эль Лисицкого в книге
Михаил КАРАСИК
Сталинская культура тридцатых годов опиралась на мифологемы: CCCР – страна равноправия и справедливости, труд – привилегия социализма, непобедимость Красной Армии, укрощение природы, созидательная деятельность и т.д. Символами созидательной деятельности стали Московское метро, Дворец Советов и Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ).
Значение ВСХВ для москвичей и гостей столицы трудно переоценить. Выставка была не только главной промышленной, сельскохозяйственной и художественной экспозицией страны, но и грандиозным шоу, в котором выступали известные рекордсмены-животные – гигантские быки, свиньи, овцы и коровы. Едва ли Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина могли в те годы составить конкуренцию ВСХВ. Искусство, подменившее жизнь на полотнах и в скульптуре, материализовалось в делянках, загонах, вольерах, образцовых скотных дворах, заполненных ухоженными животными. В тридцатые интерес к «естественной жизни», то есть к новой образцовой деревне, расположенной на территории Москвы, был непосредственным проявлением крестьянских корней жителей индустриальных и столичных городов. С этим связана и зоологическая терминология, глубоко укрепившаяся в лексике советского человека. Она также была в ходу у руководства и советской интеллигенции: например, слово «молодняк» употреблялось в творческой среде по отношению к молодым художникам, поэтам, писателям («творческий молодняк»); глагол «покрывать», синоним спаривания животных, использовался исключительно в значении инвектив руководства («покрыл» – изругал, «покрыть матом»); вожак – политический лидер и др.
История «главной выставки страны» началась в 1935 году, когда Всесоюзный съезд колхозников, констатировавший «полную победу социализма в деревне», принял решение об организации в Москве постоянной сельскохозяйственной выставки. ВСХВ была открыта 1 августа 1939 года1.
На короткий предвоенный период она оказалась самым совершенным сталинским пропагандистским проектом – школой передового социалистического мастерства и назидательным примером для Запада в использовании новых машин и методов производства в сельском хозяйстве.
Война надолго прервала этот проект, а в шестидесятые выставка превратилась в советский Disneyland. ВСХВ занимала территорию площадью областного города, который состоял из площадей, улиц, садов, озёр, фонтанов – только вместо домов по специальным архитектурным проектам были построены павильоны-дворцы, оформленные в национальном стиле или с ярко выраженной тематикой (всего 250 всевозможных строений). У каждой советской республики и у каждой отрасли сельского хозяйства был свой дворец. Посевы и насаждения, занимавшие около 20 гектаров, представляли сельское хозяйство всего Советского Союза. Руководили работой по подготовке выставки непосредственно из Кремля.
На ВСХВ работала не только промышленная индустрия, выпускающая сельхозтехнику, агрономы, животноводы, передовые хозяйства, выращивающие самые большие в мире свёклы, репы, дыни, а также особые породы свиней, овец и коров, но и советские архитекторы и художники.
Выставочные павильоны оформлялись всеми художественными силами страны от столичных до республиканских, от заслуженных и старейших живописцев до мастеров народного искусства из республик Средней Азии, были использованы все виды пластических искусств, в том числе и фотография.
Альбомы по ВСХВ воспринимаются небольшими кирпичиками, из которых складывался образ главной народной выставки страны. Книги создавались параллельно зданиям и являлись частью единой пропагандистской компании. Сама выставка, как искусственно созданное пространство изобилия и счастья, была огромной съёмочной площадкой, где по сценарию проходило действие многих кинолент. Альбомы по ВСХВ – это фотографические версии игровых фильмов. Фотографии в них больше похожи на подборки кинопроб, сопровождающие сценарий.
Потоки счастливых людей, москвичей и посланцев со всей страны, рабочих, колхозников, молодёжи устремляются через центральные ворота к главному павильону «Механизация»; гости, одетые в национальные костюмы, встречаются со знатными хлеборобами, животноводы демонстрируют «знаменитых» животных, механизаторы – работу опытных машин.
Если в начале тридцатых в фотокнигах присутствовал факт достоверности благодаря съёмкам реальных людей, производств, техники, то к концу десятилетия всё представлялось вымыслом, игрой, декорацией. Искусственность и стала искусством, большим стилем, а страна превратилась в грандиозную массовку. Книги о счастливой жизни свидетельствуют о лживости и фантасмагоричности того времени.
Наше страшное знание о сталинизме отражается в лицах-масках людей, которые так усердно хотят скрыть правду и от самих себя, и от потомков. Кроме десятков путеводителей, сотен буклетов, к выставке напечатали более тридцати фотоальбомов большого формата – по каждому павильону, каждой отрасли сельского хозяйства, вплоть до альбомов, отдельно посвящённых ведущим овощным культурам, например, картофелю и свёкле. Достижения животноводческой отрасли раскрывали альбомы «Овцеводство», «Свиноводство», «Коневодство», «Крупный рогатый скот». Издатели не забыли животных и помельче – было, например, «Кролиководство».
За двадцать лет советской власти это был самый большой и качественный книжный проект. Издания имели исключительно репрезентативный характер и едва ли предназначались обычному посетителю, о чём говорят большая цена и удивительно скромный тираж (всего 5000 экземпляров) для выставки, которую ежедневно посещали около 40000 гостей и жителей столицы.
В условной серии книг два основных формата – обычный вертикальный и альбомный горизонтальный. Несмотря на общую стилистику оформления, книги готовились в разных издательствах: Сельхозгиз, Госкиноиздат, Издательство Наркозема СССР. На авантитуле напечатана марка – эмблема выставки, изображающая тракториста и колхозницу, поднимающих над головами сноп пшеницы. Рисунок был сделан по скульптурной группе, венчавшей 50-метровую башню у Главного павильона.
Каждый альбом украшали барельеф, художественные форзацы, цветные вклейки. Обложки своим декоративным оформлением, барельефами вторили оформлению павильонов, как и сама сталинская книга, внешне холодная и к концу тридцатых ставшая академичной, напоминала фасады общественных зданий. В альбомах воспроизведены снимки известных фотографов, как правило, их имена указаны в выходных данных. Основная съёмка делалась специально, но также были использованы уже известные опубликованные фотографии.
В оформлении участвовали ведущие дизайнеры: Лисицкий, Родченко, Степанова, Седельников, Трошин. «Крупный рогатый скот» – последняя работа в книге Лисицкого, так же как и «Совхозы» – Родченко. Работа Лисицкого в этом издательском проекте не случайна: на первом этапе подготовки выставки в 1935 году он был главным художником, а потом руководил оформлением отраслевых павильонов. Он предложил несколько идей по оформлению интерьеров, введение шрифтовых подписей большого размера под фотоматериалами, как это делалось в журналах «СССР на стройке». Лисицкий также предложил типовое оформление буклетов, что способствовало созданию небольшой библиотечки после посещения нескольких павильонов.
Альбом «Крупный рогатый скот» приурочили к открытию павильона «Животноводство», который находился на площади Механизации. Павильон строился в 1938–1940-х годах по проекту М. и А. Ладур.
Перед его входом стояла скульптура «Зубробизон» П.А. Баландина по работе И.С. Ефимова 1913 года (в 1960-е годы её отправили «погулять» в дальний угол парка).
«Зубробизон» с огромными гениталиями символизировал плодовитость и потенцию, переводимую из зоологического, племенного значения слова в значение мужественности, так необходимой для обороно-способности советского государства. Альбом включил в себя несколько архитектурных мотивов, добавим к ним архитектурные интенции, заложенные в самом книжном организме: бумажный блок, конструкция, структура. Прямой аллюзией на архитектурный декор является обложка книги, похожая на метопу или барельеф над входом в павильон, напоминающий дорический храм под названием «Животноводство». Врезка барельефа из охристой кожи в коричневую основу обложки книги напоминает плиту. Титульный лист кажется проектом мемориальной доски. Фотографии сюжетов архитектурного декора и скульптуры, установленной в залах, продолжают тему.
Оформительский язык книги универсален: фотографии, репродукции живописи, графические диаграммы. Содержание – от снимков «лидеров» крупного рогатого скота, через фотографии мясокомбината и производства, непосредственно к потребителю: фотографии детей в детском саду и школе, как говорили тогда, даны «в развитии» – одним словом, от пастбища до бутылок со сливками. В изобилии представлены портреты передовиков, героев труда и героев-животных. Имена выдающихся коров, свиней, овец, лошадей были известны тогда всей стране не меньше чем нам овечка Долли: бык Тореадор из колхоза им. Молотова и бык Рафаэль из совхоза «Сычевка», свиноматка Заря из колхоза «Заря» и Орбита из совхоза «Новая гребля», хряк Макет из колхоза «Земледелец» и другие призёры.
Лисицкий усложняет конструкцию книги, вводит распашные листы, приклейки, большой лист-плакат с «Чемпионами ВСХВ 1939 года» – портретами коров и быков. Он также включает фотомонтажные композиции. В альбоме напечатана хорошо знакомая по двум прежним изданиям Софии и Эль Лисицких «Пищевая индустрия СССР» (книга и альбом-папка) фотография с бутылками сливок. Несмотря на однообразие материала и некоторую похожесть книг в серии ВСХВ, Лисицкому удаётся выбрать более интересные сюжеты и сделать один из лучших альбомов выставки.

1 Выставка проработала до 25 октября 1939. В 1940 году она была открыта 5 месяцев, а в 1941-м – месяц и пять дней. Вновь после войны ВСХВ заработала в 1954 году, в 1959 – переименована в ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства). С 1992 года – Всероссийский выставочный центр.

splash page contents