splash page contents

избранные места из записей Николая Ивановича Борисова или тайная жизнь деревьев
публикатор
Игорь МАКАРЕВИЧ (фрагменты)
Публикуемы фрагменты найдены при разборке антресоли в коридоре бывшей коммунальной квартиры, расположенной в шестиэтажном доме (№15) по Хлебному переулку. Архив находился в двух фибровых чемоданах, перемотанных старым электрическим проводом.
4/09-1947. Всю ночь снился олень. Большой, красивый, он бегал вокруг меня, и я чувствовал приближение его разгорячённого сильного тела. Порой его чёрные дрожащие ноздри были совсем рядом с моим лицом, и запах этого прекрасного животного входил в меня с бодрящим воздухом леса. Его большие тяжёлые рога глухо постукивали, когда он резко опрокидывал голову, обдавая меня брызгами холодной росы.
А потом он убегал в лес, исчезал в резком чередовании солнечных пятен, с шумом раздвигал на ходу густой кустарник и снова вырастал передо мной. Он исполнял танец, каждое движение которого было мне бесконечно знакомо и понятно, влекло, опьяняло всё моё существо. Утром я долго лежал, вспоминая этот сон, чувствовал себя разбитым и оставленным, силясь представить перед глазами ещё раз фигуру животного. Когда дядю арестовали, дверь его комнаты оставалась долгое время опечатанной. Помню какой резкий страх и тоску испытывал я, различая в темноте коридора светлые полоски бумаги с фиолетовыми печатями, которыми была заклеена заветная для меня дверь. Спустя три месяца в нашу коммуналку снова пришли чужие, служивые люди, они выносили дядину мебель. Вся обстановка его комнаты была погружена на автомобиль и увезена. Хотя помещение было совсем маленьким, кузов здорового крытого грузовика был доверху набит.
На следующий день, проходя мимо его комнаты, я увидел, что дверь приоткрыта, сердце моё учащённо забилось, и я бесслышно скользнул вовнутрь. Комната дяди Жоры была совершенно пуста, если не считать жалких обломков мебели и разбросанного по полу мусора. Всё во мне пронзительно сжалось.
Как любил я раньше переступать этот порог! А теперь убогие голые стены. Там, где в торце комнаты стоял массивный резной шкаф на стене краснел обрывок старых обоев. Я подошёл, протёр пыль и стал внимательно их рассматривать: видимо когда-то это была дорогая и красивая обивка. Они были сделаны то ли из шёлка, то ли из какой-то специальной бумаги. Теперь это было сплошь покрыто пятнами и плесенью, но кое-где ещё сохранился прежний цвет, словно на стене выступили алые капельки крови. Тускло пробивались золотые линии рисунка: изображение сидящего оленя с ветвистыми рогами и дерево с густой кроной. Среди мусора я нашёл несколько поцарапанных и затоптанных фотографий, одна из них была наклеена на плотный кусок картона с золотым обрезом. Картон был окрашен в синий цвет, на самой фотографии был изображён юноша в маске, возлежащий на старинной кушетке. Синий цвет подкладки был притягательно глубок, словно содержал какую-то забытую тайну. Эту фотографию мне удалось сохранить, несмотря на все тяготы последующей жизни.
20/09-1950. Сегодня утром, когда я выходил из метро, и косые тени вперемежку с жёлтыми полосами солнца бежали по толпе людей, спешивших на работу, мне с особенной ясностью показалось, как велик и прекрасен мир деревьев и как быстротечна и ничтожна эта толпа.
Огромные тополя стояли, переливаясь всеми оттенками золота в холодном утреннем воздухе, а люди внизу съёжившись толкались, спешили, пропитанные спёртым воздухом подземелья и своими собственными маленькими гадкими запахами.
02/10-1950. Тоска, какая тоска уже три дня. Еле-еле отсиживаю на службе, плетусь домой, и там, в моём укрытии, тоже нет спасения от этой постоянной тоски, которая как зубная боль сводит меня с ума. Ночью я обкладываю голову самыми любимыми дощечками и это кое-как помогает, но сна почти нет.
11/12-1950. На основе специальных наблюдений, предпринятых мной в последнее время, я полностью убедился в том, что внутреннее моё строение совершенно иное, чем у остальных людей. Прежде всего, всё пространство моей черепной коробки занимает особое дерево, ветви которого произрастают в остальные области моей головы, т.е. в глаза, уши, носовую полость, нёбо и т.д. Эти ветви корректируют мои органы чувств, настраивая их особым образом. Что придаёт мне дополнительную по отношению к другим людям чувствительность. Короче говоря, мой глаз видит больше, ухо слышит лучше, нос работает тоньше, а гортань воспринимает глубже, чем у многих, многих других.
От этого у меня часто возникает, так сказать, перегрев мозга, я быстро утомляюсь и часто болею. Кроме того моё внутреннее дерево воспринимает волны пространства, которые незаметны даже мне. Они действуют на него самым пагубным образом, вызывая частичный, а в иных случаях даже полный распад этой сокровенной части моего организма. Дерево восстановимо сверхусилием воли, если конечно не слишком поздно...
12/10-1951. Две иконы уже стоят у меня. Внешне они почти не отличаются от защитной обшивки кабинета. И если кто чужой их увидит, он никогда не поймёт, что это иконы. Вечером я каждой молюсь по 15 минут. А всего их будет 6 штук, итого моя вечерняя молитва должна длиться полтора часа.
11/08-1954. Набалдашник от трости дяди Жоры, как главный предмет моей жизни, я установил над шестью иконами в кабинете. К нему я обычно обращаюсь после окончания всех молитв. Кроме того, у меня вошло в привычку перед началом крепко перетягивать всё своё тело кожаными ремнями. Это обеспечивает при соблюдении правильного дыхания необходимый приток кровообращения, что очень важно. Теперь часто по мере молитвы я перемещаю набалдашник к своему центру, засовывая его то под один, то под другой ремешок. Причём вырезанное на нём изображение Буратины, обхватившего головку члена, обязательно должно быть обращено в сторону семяизвержения. В момент просветления я понял «загадку Буратины». Когда-то он буквально вылез из рукояти трости, как в руках папы Карло вылез из полена. И мне долго было непонятно, как всё это получилось. Когда дядя Жора приходил ко мне, он говорил об этом как-то невнятно.
Видимо желая, чтоб я дошёл своим умом. И я понял наконец, что Буратино это и есть я сам. Ведь что я состою из одного дерева, мне стало ясно давно...
19/09-1954. Очень хочу опять в отпуск на юг податься, там с кипарисами у меня шуры-муры хорошо получаются. И фотографии люблю я рассматривать общие.
15/09-1956. Стал вырезать из липы маску Буратины, чтобы на себя надевать. Примерил – мала оказалась. Никакого удовольствия не испытываю, очень твёрдая и тяжёлая. Не то что ожидал. Ведь думал: прирастёт. Плохо она на мне держится. На самом деле отвлекает от молитвы.
14/10-1956. Всё же сделал я маску, но из папье-маше, а нос по всей длине липовым оставил... Теперь она сидит на мне отлично...
12/10-1964. Теперь-то фотографировать я могу вполне нормально. Уже приличная коллекция получается. Изучаю я жизнь деревьев, все их повадки и обычаи. Зарисовки делал всегда. А сейчас и снимков у меня много набирается. Вот к примеру на юге деревья совершенно особые. На рисунках я могу изобразить саму суть отдельного дерева, его, так сказать, душу уловить. А вот фотоснимок заключает в себе и больше, и меньше. На нём дерево не выходит, как я его вижу в жизни, кем оно мне представляется. Зато я с ним разговаривать могу, общаться возможно, правда в ограниченном пределе. У деревьев свои тайны имеются. И я в курсе, и запечатлеть могу многое на плёнке. И потом смотреть на фотки и дополнительно проявлять в голове. Тайную жизнь деревьев...