ШКАФ АНДРОНОВА
Выставка
Автор идеи, дизайнер экспозиции и руководитель проекта: Евгений СТРЕЛКОВ
Участники проекта: Наталья КУЗНЕЦОВА, Дмитрий ХАЗАН, Ольга ХАН, Максим ЖАРКОВ, Дмитрий ЦИПКАЙКИН, Константин БАТУРИН
Выставочный проект «Шкаф Андронова» направлен на освещение научного наследия выдающегося советского физика, создателя нижегородской школы теории нелинейных колебаний академика А.А. Андронова, которому в 2021 году исполняется 120 лет со дня рождения.
Москвич по рождению, выпускник физмата МГУ, аспирант Леонида Мандельштама, Александр Андронов перебрался на Волгу в 1931 году. Его значение для развития науки в Горьком / Нижнем Новгороде трудно переоценить. Его ученики создали свои школы в области радиоастрономии, мощных генераторов сверхвысоких частот, математической теории управления, качественного анализа систем нелинейных дифференциальных уравнений. По инициативе Андронова и его коллег Габриэля Горелика и Марии Греховой в 1945 году в Горьковском университете был создан радиофизический факультет, первый в стране. Именно А.А. Андронов выступил с предложением дать Горьковскому университету имя Н.И. Лобачевского – уже в зрелые годы Андронов глубоко заинтересовался судьбой Лобачевского, погрузился в архивы, определил дом в Нижнем Новгороде, где родился великий математик.
По отзывам современников, Александр Андронов был удивительно симпатичным человеком, верным другом, увлеченным исследователем. «Могу без преувеличения сказать, что человека столь замечательного… я больше не встретил» – вспоминал об Андронове его коллега математик Лев Понтрягин. Принадлежа к первому поколению советских учёных, Андронов задал очень высокие стандарты научного и человеческого поведения – и не только в Горьком. Его современники отмечают «абсолютную честность» (механик ГИФТИ Николай Кулагин), «нетерпимость к фальши» (ученик, в будущем декан радиофака Яков Николаев), «абсолютное отсутствие лицемерия» (друг и коллега Габриэль Горелик). «Андронов был цельным жизнерадостным человеком, очень много знавшим и жадно всем интересовавшимся» – вот ещё один отзыв Габриэля Горелика.
Основа экспозиции – книги из кабинета Андронова, а также его рабочие тетради и библиографические выписки, карточки с заданиями ученикам, некоторые предметы обстановки 1950-х. Всё это дополнено современной скульптурой (автор: Ольга Хан) и графикой, а также интерактивной «Шкалой жизни академика Андронова» на сенсорном экране (авторы: Евгений Стрелков и Дмитрий Хазан), головоломками в выдвижных ящиках «шкафа». В рамах над «шкафом» – фазовые портреты из лекций А.А. Андронова, зарисованные одним из его студентов.
Экспозиция размещена в пространстве университетской библиотеки и соединяет две структуры: музей и библиотеку. Посредством синтетического музейного языка (графический дизайн, предметы искусства, библиотечные раритеты, видео) предполагается погружение посетителя в пространство интеллектуального поиска учёного, одного из первых представителей советской научной интеллигенции. В сюжетах «шкалы жизни» показаны педагогическая деятельность академика Андронова, его дружеские связи, депутатская работа, но главное – научные идеи, рубежи и достижения.
Андронов очень глубоко погрузился в математику, которая была разработана Пуанкаре, Ляпуновым и другими для небесной механики, где уравнения, как и в случае ламповых генераторов, нелинейны. Он привлёк с своим работам математика Льва Понтрягина, и они ввели в научный обиход и детально разработали понятие «грубая система». В «грубых системах» существуют области параметров, где топология траекторий не меняется, а на границах этих областей происходят «бифуркации» – резкие изменения поведения системы с уже совсем другой топологией. Появилась красивая и ясная теория, где предельным циклам соответствуют незатухающие периодические колебания, а фазовая плоскость с её особыми точками узлов, фокусов, центров и сёдел (всё это термины, отвечающие за разные типы поведения системы) – наглядная и информативная карта.
Как писал один из учеников академика Андронова профессор Горяченко, до Андронова «математики не подозревали, что предельные циклы живут в прикладных задачах, а физики и инженеры, занимающиеся исследованием колебаний, не знали, что уже существует математический аппарат, необходимый для общей теории колебательных процессов». Сам Андронов сформулировал это так: «Предельный цикл есть геометрический образ, изображающий в фазовом пространстве периодические движения автоколебательной системы; он представляет собой замкнутую кривую, к которой асимптотически приближаются соседние фазовые траектории». Концепция фазовых пространств и предельных циклов, дополненная понятием «странного аттрактора», активно используется в современной науке, в том числе в бурно развивающейся теории хаоса.
Александр Александрович Андронов прославился работами по теории предельных циклов на фазовой плоскости, но можно сказать, что он и сам был «предельным циклом», т.е. «областью», к которой притягивались жизненные траектории его современников и учеников. Поэтому существенной частью нашего проекта о «фазовом пространстве» учёного-новатора и замечательного педагога станут диспуты, беседы, просветительские лекции в пространстве экспозиции.