СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГЛЕБУЧЕВА ОВРАГА
Игорь РОЛДУГИН (С-Пб), Сергей ЛЕВИТОВ (Раненбург)

Взявшись структурировать и анализировать некоторые элементы случайно и бестолково организованной среды оврага, художники с помощью арт-объектов подчеркнули несколько знаковых для этой местности элементов. Так, витрина с некоторыми условными признаками музейности (оргстекло, подсветка, аннотация), вырытая в отвесном склоне напластований мусора, хранила в себе такие следы материальной культуры, как кремень со следами обработки, осколки золотоордынской керамики и нос старой лодки; бетонное «кольцо» канализационного выхода-входа, затянутое полиэтиленом, сквозь который таинственно и сокровенно смотрелись подсвеченные изображения римских акведуков над бушующим затхлым потоком, походило на витрину-тимпан и было призвано напомнить о дальнем родстве коллектора с древними гидротехническими сооружениями «чистой воды»; этнографическая «мостушка»-пристань со ступенями для полоскания белья и лавочкой, перенесённая художниками с берегов сказочно-созерцательной речки Становая Ряса, была ориентирована на возвышающуюся на мусорном «монблане» шестиметровую деревянную Единицу, которая являла собой «чистый смысл».
И.Сорокин


КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ
В вертикальном срезе оврага была устроена ниша, куда помещены предметы, найденные участниками акции в Глебучевом овраге: обломок носа лодки (один из предметов летней инсталляции «Лодка»), фрагмент бивня мамонта, кремень, обработанный древним человеком, элементы золотоордынской керамики. После установки подсветки ниша была «забрана» оргстеклом форматом 1,5 на 2 метра и превратилась таким образом в музейную витрину – на фоне колоссальных мусорных отложений, свидетельства жизнедеятельности человека новейшего времени.

АКВЕДУК
Бетонный цилиндрический выход коллектора диаметром 2 метра, высотой 0,9 метра был оклеен изнутри цветными фотографиями древнеримских акведуков. С помощью фонариков, струбцин, зажимов организована подсветка (в том числе освещались бегущие внизу, на глубине 3-х метров, сточные воды). Горизонтальная поверхность «бетонного барабана» затянута полиэтиленом, что придало техногенной конструкции оттенок ирреальности.

МОСТУШКА С ВИДОМ НА ЕДИНИЦУ
По образцу мостков, распространенных на реке Становая Ряса (Донской бассейн, речная этнографическая культура), вплотную к коллектору сточных вод (бывшая река Тайбалык (Волго-Окский бассейн)) была построена мостушка со скамеечкой и ступенями для полоскания белья. Возле мостушки на дереве была укреплена табличка с пояснительным текстом.
Ввиду отсутствия реки, на видном месте была вертикально установлена шестиметровая единица из бруса сечением 10х10 см.
Сидя на мостушке, можно было держать в поле зрения единицу.
Почему аналогом реки выбрали цифру?
Авторы визуализировали ту функции реки, которая предназначена для созерцания. Единица вполне справляется с этой функцией, так как является, как любая цифра, чистой абстракцией, которую невозможно ни испачкать, ни опровергнуть. Это, говоря словами философа А. Ф. Лосева, чистый смысл.
Авторы