АРТ-ЭКСПЕДИЦИЯ «ТАЙБАЛЫК»
Игорь СОРОКИН

Пройти арт-экспедицией по каменному руслу уничтоженной человеком реки Тайбалык – это посмотреть на незамечаемое как на замечательное: усмотреть в населении, заселившем склоны Глебучева оврага – этнос,  в срезе спрессованных пластов мусора – геологию, а в мусоре под ногами – археологию; в надписях  на заборах и гаражах  – палеографию, а в лопухах и репейниках вокруг – дикую природу.
Граница объекта исследований условна, как условны вышеприведенные аналогии: этнос невнятен, геология неубедительна, археология пустячна, палеография непечатна, а природа мелка и неопрятна. К тому же район предполагаемой разведки труднодоступен, а местами просто опасен.
Однако, смеем предположить, что затраченные на арт-разведку усилия будут не напрасны. Основания для таких надежд дает само место. Исторические разведданные гласят: именно здесь, на стрелке при слиянии двух вод – большой, Волги, и малой, речки, текущей по дну оврага, – после нескольких переносов с берега на берег в 1674 году окончательно закрепился город Саратов. Глебучев овраг, собственно и ставший продуктом жизнедеятельности древней реки, явился ведущей структурообразующей города – вдоль него протянулась в XVIII веке Большая Московская дорога (в настоящее время в этом направлении развился огромный промышленный и жилой Ленинский район).
Эта речка упоминается в «Книге Большому чертежу», составленной в первой трети XVII века: «А с нагорной стороны выше Саратова пала река Тайбалык». Под названием Tajibalik она указана на карте Адама Олеария, совершившего путешествие по Волге в 1636-1639 гг. («Точный чертёж Волги, самой известной реки Европы, ранее называвшейся Ра»).
В источниках XVIII-XIX вв. эта речка встречается под названиями Глебовка и Глебучевка. В устной традиции ХХ столетия она именуется исключительно как речка-Вонючка, Говняевка или Говёнка. В 1960-е годы русло реки было забрано в бетонные конструкции и стало служить канализационным коллектором. В настоящее время бетонное русло, в связи с тем, что овраг долгие годы был местом неофициальной городской свалки, можно наблюдать лишь на протяжении нескольких сот метров. На современных картах Саратова бывшая река Тайбалык не указана. Память о её существовании практически утрачена.
Но жизнь никогда не уходила из этих мест.
Национальный состав населения, проживающего по  берегам Глебоврага невероятно разнообразен: от традиционно населявших эти места татар и беднейших слоёв всех национальностей – русских, украинцев, казахов, китайцев, евреев – до распространившихся во второй половине ХХ столетия (особенно в районах, прилегающих к Сенному рынку) торговых народов Кавказа, Закавказья и Средней Азии. На берегах бывшей реки Тайбалык ныне находится три православных храма, старообрядческая церковь, две мечети, синагога... Здесь возникла некая субкультура, выработанная многовековым сплавом различных этнических групп, людьми самых разных сословий и состояний – потомков волжских разбойников-ушкуйников, стрельцов-первопоселенцев, бурлаков, ремесленников, торговцев, рыбаков, галахов. Наконец, на берегах бывшей реки Тайбалык находится ряд памятников истории и культуры:
музейная площадь с Троицким собором, насчитывающим более чем трёхсотлетнюю историю;
треугольник первоначального Саратова с улицей Валовой, устроенной в XVIII веке на упразднённом крепостном валу;
воскресенское кладбище, где за последние двести лет обрели покой сотни тысяч саратовцев (и в том числе Н.Г.Чернышевский, Н.Е.Каронин-Петропавловский, Н.И.Вавилов);
садовые улицы, название которых фиксирует границу города середины XIX века;
не по–хорошему легендарные в разные времена городские пространства «Валовка», «Сенной», «Шанхай»;
два музея – Саратовский областной музей краеведения и филиал Радищевского художественного музея – дом-музей Павла Кузнецова;
а также бальнеологическая лечебница, социально-экономический университет, памятник молодогвардейцам Краснодона, памятник студенту, паспортно-визовая служба консульства ФРГ, ряд школ, четыре бани...
Известно, что в верховьях реки – в зарослях сирени между Военным городком и Воскресенским кладбищем – было написано стихотворение Велимира Хлебникова «Мне мало надо…». В среднем течении реки, в Смурском переулке, проживались Константином Фединым «Первые радости» и «Братья». В низовьях лазали семинаристами по оврагу в поисках подземных ходов из Троицкого собора первый переводчик Диккенса Иринарх Введенский и его младший друг Чернышевский («Эстетические отношения искусства к действительности», «Что делать?»). Маленький Павел Кузнецов, запуская с другом Петром Уткиным в весенние воды оврага кораблики-щепки, угадывал в отблесках солнца на сводах Привалова моста свои будущие миражи. Немецкий мальчик Борис Вогау, ставший писателем Пильняком, тосковал над Волгой в бабушкином доме возле самого устья, а в доме напротив писал свои первые листовки будущий председатель Совнаркома Алексей Рыков. Поэта Михаила Кузьмина большие пацаны научили в Глебовраге курить и заниматься онанизмом. Здесь чалил свои струги Стенька Разин и топил свои ядра, паля с Соколовой горы – недолёт – Пугачёв, здесь таскал якоря Никитушка Ломов и бились стенка на стенку «в кулачки» бурлаки с городскими – тулупниками, извозчиками, семинаристами. Много ржавых тайн, пробитых голов и страшных историй хранит в своём мёртвом бетонном чреве упавший ничком под жёлтой горой Воровской буерак-Глебовраг-Тайбалык...