К ФИЛОСОФИИ ИСТОКА
Ольга КОСТИНА

Комментарий неоплатоника Симпликия доносит из глубины греческой истории изречение Анаксимандра: «А из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу противозаконное возмещение неправды (ущерба) в назначенный срок времени». Это высказывание важно для понимания мифологической логики начала. Из истока вытекает поток или последовательность предметов, которые связаны с началом отношениями порождения. Но исток не торопится развертывать свою сущность, он медлит, составляя пространство истории, обнаруживая бесчинство вещей в своем уклонении от порядка целого. Вещи платят за свое своеволие и упорство, возвращаясь в итоге в беспредельное начало. Это трагедия бытия, со всеми полагающими атрибутами: катарсисом, возвышенным характером действия, состраданием…. Пространство истока– это и есть сумма уходов и конечных возвратов к сберегающему началу.
Генезис вещей, поиски начала: все в ведении мифологической логики культуры, поскольку первое в мифологии обладает повышенным онтологическим статусом, оно и есть само настоящее, которое парадоксальным образом, идет впереди нас, поскольку создает верный масштаб для измерения настоящих вещей. Неуверенность связей настоящего, прошлого и будущего задает мир утопии, когда все можно конструировать, исходя из любых оснований.
В неоплатонической философии, где образ истока особенно популярен, обговаривается логика возвращения единого к самому себе. Возвращение возможно, поскольку единое возвращается к самому себе, на свою родину. Оно при этом не может быть хуже, поскольку схватывает в себе все предшествующие состояния, как бы оборачивая их вокруг себя. Вот почему именно истоку ведомы частные потоки жизни. Это самобытное начало, сформированное на собственных основаниях (добавим, а не сфабрикованное в искусственных условиях волевым образом), бестелесное и неделимое. Можно напомнить, что русское «старый» восходит к индоевропейскому значению «стоять» (Н. А. Арутюнова), демонстрируя тем самым ситуацию действенности начала.
Тяжесть культурного пространства создается совместными усилиями удерживания, сохранения разнородной составляющей истории. Вот почему философия истока – это вещи, взятые вместе с условиями своего собственного происхождения, где прошлое не есть просто нечто пережитое и уже не актуальное, а действенная составляющая сила истории. В мифологии начало часто представлено такими субстанциями вещества, которые содержат в себе потенции, неопределенность содержания, будущие возможности (бездна, великие воды, хаос, бездна, пустота, женское начало и прочее).
Утрата связей с символическим миром прошлого, с живыми истоками жизни перерезает трансценденцию (заброс в иные пространства) как особую жизненную оптику культуры. Генеалогическое продвижение – это пространство единства времен, где трепетная и динамическая сила жизни не может быть утрачена. Созданный П. Клее ангел истории готов слететь со своего места, но пребывает в неподвижности, поскольку обращен в прошлое. Он хотел бы задержаться, разбудить мертвых и собрать побежденных, однако, из рая дует сильный ветер, и он не может сложить крылья. Этот ветер толкает его в будущее, к которому он повернут спиной, этот ураган и есть прогресс.