ОВРАГ КАК ОНТОФАНИЯ ГОРОДА
Тамара ФОКИНА
Овраг, овражек, враг, вражек – крутобокая рытвина, от вешних вод, водороина, водомоина, росточь; малый – овражек, рытвина, а большой – овражища, овражный разлог. Овражка, Евражка – животное суслик, Spermophilus, пестросеренький степной хомячок. Овраговина – женский род. Во множественном числе – овражьё.
(посмотрели у В.И. Даля)
Онтофания – проявление бытийного, добытийного и внебытийного.
Глебовраг как онтофания города Саратова.
Не у всякого города есть такой замечательный овраг, как у Саратова Городской овраг, овраг как законный горожанин, такой же, как сад или парк.
Овраг как музейный предмет, объект.
Как хорошо, что в Саратове овраг не упакован, не стал только парком, только стадионом, но все это в себе содержит, в том числе и сакральное.
Овраг как палимпсест. Овраг как сложная система.
Способ видеть «сложное» – синопсис: общее обозрение, свод, сборник различных материалов по одному и тому же вопросу, дающий обзор всех частей сложного целого.
Вопрос – о городе! Город без оврага неполон.
Синопсис оврага как онтофания города.
Синоптические таблицы – таблицы, на которых обозначены одновременно данные различного рода с целью более наглядного их обзора.
Синоптические карты – карты, на которых нанесены результаты наблюдений над различными элементами объекта, сделанных одновременно в разных местах.
Таблицы и карты служат для понимания и предсказания.
Таблицы и карты Глебоврага.
Овраг как проявление конфигурации города, системное единение внутреннего и внешнего, сути и костюма.
Овраг – как «внутреннее» города, его внутренности.
Овраг – как рана, стигма, дно, нечто разверзнутое (разлог), граница, проход через низ, через углубление или мост. Мост через овраг – особый.
Овраг принимает и производит низкое, всякий моветон и мовешек. Из оврага поднимаются, вырываются для роста, осуществления, свершений победы. Овраг оттеняет успех, дает ему дистанцию, историю.
Неуспех – тоже.
Овраг содержит вещи, остатки: чего? – победы, успеха, поражения, былых кумиров. Всего.
Овраг – это тление, гниение, бренность, но и неуничтожимость, жизнь «вопреки». Социальная аналитика непереваренного, неуничтоженного, выброшенного, спрятанного, как концы в воду, в водомоину, водороину. Спрятать, чтобы явить!
Овраг – время и место артефактов. Интерес к оврагу – следствие особенности современной философии как «сознания во плоти».
Овраг – символ, но одновременно и место для знаков и символов. Иконического и метафизического. Знаки и символы оврага – это знаки и символы второго ряда, вторая производная, то, что осталось от вещей как артефактов, это артефакты самих артефактов.
Двойной артефакт, путь вещи: от нужной, желанной, полезной – к выброшенной.
Удвоение существования вещи: испорченная, ненужная, неудавшаяся вещъ, забытая вещь.
Овраг как орудия очищения, чистоты. Нечистоты извергнуты – город очистился.
Овраг как древнее и старое, выжившее и надежное.
Овраг как урок, возможность собрать заново человека и мир. По семейной легенде считается, что Петенька Фокин, мой будущий отец, падал в золотовский весенний, с бешеной водой овраг и был чудесным образом выловлен уже около самого его устья. Спаситель неизвестен. Просто Спаситель.
Сколько у нас еще знаковых оврагов. Рядом с моим домом, под моими окнами – Белоглинский овраг. Я никогда этого не забываю. Я – из заовражья и друг мой – овражка, евражка.
Да, город без оврага неполон.