НЕСКОЛЬКО ПОДРОБНОЕ, НО ВЕСЬМА ПРАВДИВОЕ ЖИСНЕОПИСАНИЕ ОДНОГО ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ
У каждой общин раскольников были моленные или часовни. Основателями этих часовен были довольно зажиточные купцы,
и всякий из них посредством денег старался привлечь в свою секту поборников из других сект.
Купец Кабанов был беднее других купцов в городе Весёлом. По таким причинам и часовня
его не славилась прихожанами. Часовня эта – была посредственной величины деревянная изба, выстроенная на обширнейшем
дворе, огороженном крепкими деревянными заборами. Теперь на этом месте пустырь, и только одни полусгнившие столбы
заборов свидетельствуют, что некогда, во время оно, тут жили люди, и было между ними много кое-каких человеческих
делишек. Обширный двор часовни в два ряда кругом был установлен кельями, построенными под один фасад.
В этих-то кельях, в тишине и покое, проживало десятков шесть стариков и старух, почти уже выживших из ума.
Эти почтенные люди учили грамоте людей, детей таких же раскольников. Бывало, идёшь и издалека слышишь, как дети все
враз нараспев твердят свои уроки. Образование этих невинных созданий, из которых, при другом направлении, вышло
бы что-нибудь порядочное, ограничивалось азбукой, псалтирью и часословом.
Кругом Весёлого – степь, к востоку – кочуют киргизы, к югу-востоку – калмыки,
тут татары, а там хотя и русские – православные, но они сквозь пальцы смотрели на своих земляков – раскольников,
а иногда, в случае нужды, и сами переходили к ним же. <...> – Совершенная истина, «ваше высокоблагородие», постройки в городе сделать необходимо и, если можно,
то надо к этому приступить немедленно, по тому случаю, что третьего дня на Казанском мосту провалились
три бабы, один водовоз с лошадью, да ещё почтмейстер, Иван Иваныч Сургучёв. Бабы и водовоз живы, а почтмейстер изволили скончаться. |