PARADISE-2005
Евгений СТРЕЛКОВ (Нижний Новгород)

Cредневековые мозаики, фрески и гобелены, изображающие Рай были заполнены фигурами птиц и животных, телами рыб, стеблями трав, бутонами цветов и стволами экзотических деревьев... Подобное изобилие (олени и фазаны, горы дынь и стада верблюдов, буколики и застолья), призванное подчеркивать полноту и достаточность идеального мира, мы видим и на маргиналиях карты Волги работы АдамаОлеария. Современный мир значительно изменился с библейских пор – и одним из отличий стало всеобщее предпочтение символов образам. Теперь именно символы олицетворяют достаток и блаженство. Символы, появление которых позволило в своё время создать язык и тем самым наладить коммуникацию, став ярлыками идентичности, ныне парадоксальным образом препятствуют коммуникации, разделяя и мир, и его обитателей границами идеологий, религий, традиций, стереотипов и условностей. По словам философа Джорджо Агамбена, «современная политика – не что иное, как катастрофический языковой эксперимент, который повсюду рассогласует и опустошает традиции и верования, идеологии и религии, идентичности и сообщества. Только те, кто окажется способным довести этот эксперимент до конца... кто возвратит язык самому языку, и будут гражданами нового сообщества без государства, в котором всеопустошающая власть будет усмирена...» (Giorgio Agamben, La Comunita che viene, 1990).


Разделяя подход Джорджа Агамбена, мы строим действующую модель такой ситуации - аналог мозаики-лабиринта на поверхности бетонного саркафага реки Тайбалык. Зрители, решившие пройти лабиринт, не могут не ориентироваться на выложенные торфом и мелом символы. Но при этом они с неизбежностью их деформируют, заодно с ветром и дождём смешивая наконец-то символы-границы в единое пространство.