Cредневековые мозаики, фрески и гобелены, изображающие Рай были заполнены фигурами птиц и животных, телами рыб, стеблями трав,
бутонами цветов и стволами экзотических деревьев... Подобное изобилие (олени и фазаны, горы дынь и стада верблюдов, буколики и застолья),
призванное подчеркивать полноту и достаточность идеального мира, мы видим и на маргиналиях карты Волги работы АдамаОлеария.
Современный мир значительно изменился с библейских пор – и одним из отличий стало всеобщее предпочтение символов образам.
Теперь именно символы олицетворяют достаток и блаженство. Символы, появление которых позволило в своё время создать язык и тем
самым наладить коммуникацию, став ярлыками идентичности, ныне парадоксальным образом препятствуют коммуникации, разделяя и
мир, и его обитателей границами идеологий, религий, традиций, стереотипов и условностей. По словам философа Джорджо Агамбена,
«современная политика – не что иное, как катастрофический языковой эксперимент, который повсюду рассогласует и опустошает традиции и
верования, идеологии и религии, идентичности и сообщества. Только те, кто окажется способным довести этот эксперимент до конца... кто
возвратит язык самому языку, и будут гражданами нового сообщества без государства, в котором всеопустошающая власть будет усмирена...»
(Giorgio Agamben, La Comunita che viene, 1990). |
|