main page contents

Я вдохновлялся средневековой мозаикой в городе Ди, изображающей Рай. Мозаика заполнена фигурами птиц и животных, телами рыб, стеблями трав, бутонами цветов и стволами экзотических деревьев... Всё это изобилие образов призвано подчеркивать полноту и достаточность мира в библейские времена. Современный мир значительно изменился с библейских пор – и одним из отличий стало всеобщее предпочтение символов образам. Символы, появление которых позволило в своё время создать язык и тем самым наладить коммуникацию, став ярлыками идентичности, ныне парадоксальным образом препятствуют коммуникации, разделяя и мир, и его обитателей границами идеологий, религий, традиций, стереотипов и условностей. По словам философа Джорджо Агамбена, «современная политика – не что иное, как катастрофический языковой эксперимент, который повсюду рассогласует и опустошает традиции и верования, идеологии и религии, идентичности и сообщества. Только те, кто окажется способным довести этот эксперимент до конца... кто возвратит язык самому языку, и будут гражданами нового сообщества без государства, в котором всеопустошающая власть будет усмирена...» (Giorgio Agamben, La Comunita che viene, 1990). Разделяя подход Агамбена, я строю действующую модель такой ситуации. Зрители, решившие пройти лабиринт, не могут не ориентироваться на выложенные торфом и мелом символы. Но при этом они с неизбежностью их деформируют, заодно с ветром и дождём смешивая символы-границы в единое пространство.
Евгений Стрелков

PARADIZE-04
Евгений СТРЕЛКОВ / Eugene STRELKOV

Ди, Дрома, Франция. Сентябрь 2004
Die, La Drome, France. September 2004