main page contents

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГЛЕБУЧЕВА ОВРАГА
Игорь РОЛДУГИН,
Сергей ЛЕВИТОВ

Igor ROLDUGIN,
Sergey LEVITOV
STRUCTURAL ANALYSIS OF GLEBUCHEV RAVINE

Серия акций, октябрь 2004


Авторы распространили метод структурного анализа на искусство акционирования, постулируя: всё, что проанализировано – становится искусством. Структурно в данном контексте, означает: всесторонне с разных ракурсов взглянуть на предмет–чтобы открыть его истинные иерархические связи.

Художниками совершены три акции – взгляды с разных ракурсов на геологическое (овраг) и историческое (свалка) образование под названием Глебучев овраг.
На обмен мнениями были приглашены ученые (геолог, географ и археолог).
Каждый из ученых представил в письменной форме свои соображения об особенностях оврага. Художники во многом отталкивались от этой информации в своей дальнейшей работе. Была выбрана общая концепция для всех акций: музеефикация оврага.








в рамках проекта
музейная долина




КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ
В вертикальном срезе оврага была устроена ниша, куда помещены предметы, найденные участниками акции в Глебучевом овраге: обломок носа лодки (один из предметов летней инсталляции «Лодка»), фрагмент бивня мамонта, кремень, обработанный древним человеком, элементы золотоордынской керамики. После установки подсветки ниша была «забрана» оргстеклом форматом 1,5 на 2 метра и превратилась таким образом в музейную витрину – на фоне колоссальных мусорных отложений, свидетельства жизнедеятельности человека новейшего времени.

АКВЕДУК
Бетонный цилиндрический выход коллектора диаметром
2 метра, высотой 0,9 метра был оклеен изнутри цветными фотографиями древнеримских акведуков. С помощью фонариков, струбцин, зажимов организована подсветка (в том числе освещались бегущие внизу, на глубине 3-х метров, сточные воды). Горизонтальная поверхность «бетонного барабана» затянута полиэтиленом, что придало техногенной конструкции оттенок ирреальности.

МОСТУШКА С ВИДОМ НА ЕДИНИЦУ
По образцу мостков, распространенных на реке Становая Ряса (Донской бассейн, речная этнографическая культура), вплотную к коллектору сточных вод (бывшая река Тайбалык (Волго-Окский бассейн)) была построена мостушка со скамеечкой и ступенями для полоскания белья. Возле мостушки на дереве была укреплена табличка с пояснительным текстом.
Ввиду отсутствия реки, на видном месте была вертикально установлена шестиметровая единица из бруса сечением
10х10 см.
Сидя на мостушке, можно было держать в поле зрения единицу.
Почему аналогом реки выбрали цифру?
Авторы визуализировали ту функции реки, которая предназначена для созерцания. Единица вполне справляется с этой функцией, так как является, как любая цифра, чистой абстракцией, которую невозможно ни испачкать, ни опровергнуть. Это, говоря словами философа А.Ф.Лосева, чистый смысл.












в рамках проекта
музейная долина