|
проект–победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного Фонда В.Потанина и Федерального агентства по культуре и кинематографии |
С 2001 года в Саратове на базе Дома-музея Павла Кузнецова неофициально существует постоянно действующая арт-экспедиция по изучению
исторического русла реки Тайбалык. Работа экспедиции стихийна и зависит от разного рода случайностей, а основополагающий её
принцип – художественность. Если в традиционных научно-изыскательных экспедициях роль художника была обязательна, но второстепенна
(фиксация диковинных пейзажей, памятников, типов народонаселения, образцов флоры и фауны), то в данном случае роль учёных – геологов,
географов, историков, этнографов, топографов – становится вспомогательной при создании произведения искусства. Предварительные акции произошли ещё в период формирования проекта «Музейная долина» и носили характер арт-разведок: в феврале 2004 Евгений Стрелков сделал «Внедрения» в снежный покров берега оврага, а в начале лета Игорь Корчагин выпустил в саду Дома-музея Павла Кузнецова несколько десятков представителей энтомофауны, заселивших пространство долины пока ещё мёртвой реки («Тайбалыцкая сяньбанавтика»). За три месяца работы ещё не законченного проекта (август-октябрь 2004) были воплощены и представлены публике девять арт-акций в пространстве Глебучева оврага: Евгений Стрелков (Н.Новгород). Рыба: волжское застолье Собиравшиеся художником в течение ряда лет фотографии волжан разных времён были нанесены на костяшки домино – причём вместо традиционных белых по чёрному точек – пирующие астраханцы, саратовцы, тольяттинцы, нижегородцы… Перформанс происходил за специально построенным во дворе современного дома столом (см. настоящ. издание). Территория №100 (Саратов). Арт-экспедиция Гостям журнала «Территория», праздновавшим во дворе Дома-музея сотый выпуск журнала, было предложено путешествие по ближайшим окрестностям. Ряд перформансов, подстерегавших их по пути, да и сам путь по незнакомому маргинальному и отчасти даже пугающему городскому пространству дал повод задуматься участникам экспедиции о городе и о себе. Александр Гнутов, Александр Милашечкин (Саратов). В поисках высокой рыбы Двенадцать фотографий, привезённых художниками из летней экспедиции на бетонный коллектор, были напечатаны на чёрных майках вместе с авторским текстом и выставлены в Доме Павла Кузнецова: на плечиках, подобно тому, как хранятся вещи в шкафу. Получилась своеобразная книга художника. После чего художники вышли на осенний бетонный коллектор и, вырывая из «книги маек» лист за листом, раздавали эти своеобразные авторские «листовки» встречающимся по дороге местным жителям. Игорь Ролдугин (Санкт-Петербург), Сергей Левитов (Раненбург). Структурный анализ Глебоврага: Единица. Мостушка. Акведук. Кораблекрушение Взявшись структурировать и затем анализировать некоторые элементы случайно и бестолково организованной среды саратовского Глебоврага, художники с помощью арт-объектов подчеркнули несколько знаковых для этой местности элементов. Так, витрина с некоторыми условными признаками музейности (оргстекло, подсветка, аннотация), вырытая в отвесном склоне напластований мусора, хранила в себе такие следы материальной культуры, как кремень со следами обработки, осколки золотоордынской керамики и нос старой лодки; бетонное «кольцо» канализационного выхода-входа, затянутое полиэтиленом, сквозь который таинственно и сокровенно смотрелись подсвеченные изображения римских акведуков над бушующим затхлым потоком, походило на витрину-тимпан и было призвано напомнить о дальнем родстве коллектора с древними гидротехническими сооружениями «чистой воды»; этнографическая «мостушка»-пристань со ступенями для полоскания белья и лавочкой, перенесённая художниками с берегов сказочно-созерцательной речки Становая Ряса, была ориентирована на возвышающуюся на мусорном «монблане» шестиметровую деревянную Единицу, которая являла собой чистый смысл – «абстракцию, которую невозможно ни испачкать, ни опровергнуть». Андрей Суздалев (при участии Ольги Хан) (Москва). Перевозчики, часть 5: проводы Проект, начатый полтора года назад на берегу острова в Белом море, завершился символическим действием на бетонном русле утраченной реки в Саратове: чистая вода из «Серебряного родника», являющегося истоком насильно умерщвлённой жителями города реки, сопровождала, разлитая в прозрачные сосуды, её последний путь по тёмному чреву канализационного коллектора. Ольга Хан (Москва). Водоизмерения Из глины, взятой возле истока реки Тайбалык, были созданы абстрактные скульптурные изображения, которые погружались с помощью верёвок в поток внутри коллектора, с тем чтобы свидетельствовать о происходящих в нём физических и метафизических процессах. Дмитрий Гущин (Саратов). Тыква-баранец Выращенные художником в пространстве музейного сада Дома Павла Кузнецова тридцать три тыквы легли в основу мистификации, основанной на цитате из записок голштинского путешественника XVII века Адама Олеария, искренне поверившего в чей-то завиральный рассказ про особенную тыкву, растущую на нижней Волге, повадками своими и внешним видом напоминающую молодого барашка, на которую некоторые умельцы ловят даже волка... Алена Майер (Берлин). 1 Ѕ h Беспристрастная, прошедшая в течение полутора часов фотосессия, поминутно фиксировавшая обыденную жизнь «Серебряного родника», превратилась в Доме-музее Павла Кузнецова в плакат-инсталляцию. Алексей Трубецков (Саратов). Тайбалыкская стоянка Своеволие художника, вообразившего с помощью гуаши, нанесённой на вполне реальную фотографию глебовражной действительности, иные реальности этого места – с большой водой, мостами, зиккуратами и небоскрёбами по берегам – было поддержано своеволием литератора, замутившего чистую воду сознания псевдонаучными знаниями чистой воды. А коллекция древних тайбалыкских монет, приведённая художником в качестве доказательства необузданного своеволия, лишь добавила смятения в ряды любознатцев и тугодумов. Игорь Сорокин, куратор проекта «Музейная долина» |
MUSEUM VALLEY | |