ИЛЛЮЗИОН
Выставка посвящена художественному анализу роли ранних оптических медиа в формировании современной визуальности. Существовавшие когда-то в качестве фокуса, аттракциона - на ярмарке, на выставке, в театре-варьете или даже в церкви, - эти медиа со временем радикально расширили возможности человеческого восприятия, сформировав при этом новые коммуникационные пространства, новые форматы и новые языки.
Оптические иллюзионы стали прообразами и прототипами новых мощных визуальных сред: фотографии, кинематографа, телевидения и, наконец, цифровых медиа, в которых, в то же время, суть аттракциона по-прежнему сохраняется.
Однако эти аттракционы не из тех, что живут при ярком свете дня, посреди шумной площади. Они скорее сродни шатрам гадалок, театру теней, спиритическому сеансу и кунсткамере. Пламя свечей, друммондов свет, карбидные и керосиновые лампы, холодные вспышки магния - в этом неверном свете, в самых глубоких тенях таится не только весёлый испуг и радость узнавания, но и наши тревоги и страхи, ностальгия по хрупкому и преходящему миру. Корень всех иллюзий - в нашем восприятии, на механизмах которого базируются все наши визуальные медиа.
Волшебные фонари, фантасмагории, обманные вращения, стереопары, фотографии призраков умерших, бегущие лошади Эдварда Майбриджа, оптический театр Эмиля Рейно, кинетоскоп Эдисона, первый синематограф братьев Люмьеров - все они, будучи исключительно авторскими технологиями, не очень похожи на более позднюю эпоху индустриального производства грёз. Зато по духу оказываются удивительно близки и созвучны медиаработам современных художников.
Принимая концепцию философа Маршалла Маклюэна о том, что все наши технологии - суть внешние расширения человека, мы можем понять и знаменитый постулат: «медиа уже сами по себе есть сообщения».
То есть - метафоры, осуществляющие перенос/перевод нашего живого опыта из одной формы в другую.
И художник тут является тем специалистом, который готов заняться расшифровкой и прочтением этих сообщений.
Выставка «Иллюзион» объединяет в одной экспозиции музейные экспонаты из фондов Политехнического музея (и из частной коллекции) и работы художников на тему медиа. Сопоставление музейных рариретов и произведений современного искусства позволяет глубже почувствовать суть нашей визуальной культуры, а также роль тех принципов и приёмов, которые были заложены в конструкции первых аппаратов для воспроизведения образов.
Элементы технического чуда и азартной игры, циркового фокуса и интеллектуального приключения в произведениях художников выстраивают своеобразный диалог с посетителем музея. Вместе с художником зритель обретает возможность вглядеться в истоки визуальных технологий, не только проясняя их значение, но и делая более явным сообщения нынешних и, возможно, будущих наших расширений.
Евгений Стрелков,
Андрей Суздалев