НОВЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ЖАНРЕ КНИГИ ХУДОЖНИКА
Название выставки ассоциируется с исторической эпохой, ключевой в древней истории древних пермяков. Именно в эпоху неолита на территории Северного Урала происходят серьёзные изменения в материальной культуре, связанные с появлением посуды из глины, ткачеством, дальнейшим развитием техники обработки камня, что позволило древним прикамцам перейти к оседлому образу жизни и новой стадии общественных отношений – позднепервобытной общине. Широко известны неолитические памятники на территории Пермского края (стоянка Усть-Койва).
С другой стороны, название «НеоЛит» может быть прочитано как «новая литература», потому что отобранные для выставки авторские книги основаны на литературных текстах.
Наконец, корень лит – (камень) в названии выставки получает дополнительную окраску, связанную со названием компьютерного процессора на профессиональном жаргоне компьютерщиков.
Дело в том, что особое внимание на выставке будет уделяться синтетическим проектам, включающим помимо собственно книги её медиальные компоненты, созданные при работе на компьютере. Эти приложения могут относиться к разным техникам и жанрам: цифровой анимации и видеомонтажу, компьютерным играм и электронной музыке. Да и технология создания самих книг тесно связана с компьютером – помимо традиционных литографии или гравюры всё большее распространение среди художников книги получают технологии электронной вёрстки и цифровой печати.
Отвергая свойственную механической эпохе узкую поэтапную специализацию (автор – издатель – редактор – иллюстратор – наборщик), сегодня художник примеряет на себя роль «художника-издательства», понимая издательство как особого рода творческий жест, актуальную художественную практику.
Подобный художник-издатель представляет собою что-то вроде «кустаря с мотором» эпохи НЭП (по меткому выражению художника Николая Селиванова), только мотор современного арт-кустаря – компьютер и настольная издательская система, а его книжные объекты – высокотехнологические поделки электрической эпохи. В таких изделиях немеханическое ручное производство (кисть, ножницы, клей и бумага) органично соседствует с новыми возможностями, которые предоставляют компьютер и электронные технологии.
Таким образом традиционная книжная форма расширяется до нового и своеобразного информационного объекта, включающего, наравне с привычной визуальностью печатного слова и иллюстрации, всю полноту тактильных и даже слуховых ощущений.
В таких бук-арт-проектах собственно книга становится центром, вокруг которого разворачивается электронная медиаоболочка. Это позволяет художнику говорить со зрителем на современном языке, но синтаксис этого языка обогащён многовековой книжной традицией.