splash page contents



Леонид ТИШКОВ

ВЯЗАНИК


На старой фотографии я в центре, маленький и слабый, окруженный свой родней, полной жизни и силы, веселья и счастья. Это свадьба моего двоюродного брата Бориса в 1959 году в городке Полевское Свердловской области. Сейчас многих, кто там, на фотографии, уже нет на земле. Их одежду раздали родственникам. А когда она совсем обветшает, ее рвут на ленты - и вяжут коврики. Каждый коврик в домах на Урале хранит память об ушедших людях, как лазерный диск, на которых записаны их голоса и лица.

И вот я попросил маму, ей в этом году исполнится 85 лет, чтобы она связала из одежды нашей родни костюм. Если ты надеваешь его, он охраняет тебя, окружает и обнимает, как вся моя родня на этой старой фотографии. Я назвал костюм Вязаником. Теперь это новое существо, созданное двумя главными составляющими моего искусства: феноменами времени и места.

Вязаник хранит тепло людей моей деревни, овеществляя память. Ветхий покров семьи изорван на «махорики», ленты, сшитые в бесконечные клубочки, подобные клубку, за которым следует герой русских сказок. Народное уральское ремесло вязания коврика мы превратили в магический ритуал возвращения духов предков, переплетение душ в спираль вечности, в солярный знак, в кокон памяти, и получилось новое мифическое существо — вязаный человек, вставший в ряд древних сюрреалистических типов, таких как домовой и банник. Примеривая на себя Вязаник, одеваясь в одежду нескольких поколений, ты становишься безымянным, безличным существом, обретаешь бессмертие. Не из глины, не из дерева, не из сукна, а именно из «махориков» создан наш уральский Голем, как бажовский Полоз, оставляющий в своих следах золотые камни.


Куклы-лоскут,
начало XX-века, Приуралье.
Лоскутные куклы-обереги защищали колыбель младенца.
Они изготавливались из фрагментов родительской одежды, что придавало оберегу охранительную силу.