|
Одна из актуальных художественных практик – работа с культурным контекстом и анализ его средствами искусства.
Именно таков проект ПАРАПРОМЫСЛЫ: выставка произведений современных художников на тему изделий народных художественных промыслов. Не секрет, что промыслы во многом утратили свою суть. Изначально дешёвые, утилитарные, надомные, анонимные, они ныне дорогие, сувенирные, фабричные, авторские – и в этом искажённом виде рассматриваются как основной культурный бренд в ряде поволжских регионов. Но достаточно ли адекватно художественные промыслы, сформировавшиеся ещё до промышленной революции, выражают культурную идентичность территории в постиндустриальную эпоху? В нашем проекте предлагается отказаться от традиционной формы, но вернуть при этом произведению содержание, уточняя место традиции при формировании современной визуальной среды. Соединение актуального и традиционного здесь не случайно. Существование человека современной цивилизации далеко от гармонии, что во многом вызвано исчезновением ощущения целостности мира, чувством разобщённости. Народный промысел (наряду с ритуалом, фольклором) является носителем смысловой полноты мира, присущей архаичной культуре, а современное искусство, на наш взгляд, – чуть ли не единственная нескомпроментированная (в отличие от политики или религии) социальная практика, нацеленная на достижение универсальной коммуникации. Выставка ПАРАПРОМЫСЛЫ (от греч. para – возле, мимо, вне) – опыт синтеза современного пластического языка и элементов традиционного искусства. Участники выставки предлагают конструктивное (подчас буквально) отношение к традиции – не только как к сокровищу или, наоборот, как к праху (лишь отряхнув который можно сделать следующий шаг), а как к материалу, обладающему потенциалом развития. Такое возвращение промысла в актуальную художественную среду – своеобразная разведка прошлого, попытка сквозь шум и помехи услышать ноту подлинной традиции. Но одновременно это и разведка будущего, так как именно с архаичными категориями, с одной стороны, и постиндустриальными – с другой, связаны многие прогнозы устройства грядущего сообщества. |