ТРЕТЬЯ ИДЕЯ
Выставка графики и медиа-арта
Художника Евгения Стрелкова
В Нижегородском Арсенале.
В экспозиции «ТРЕТЬЯ ИДЕЯ» представлены новые работы Евгения Стрелкова, связанные с художественной интерпретацией научного поиска. Частые герои работ художника - натуралисты XVIII столетия, прожектёры и реформаторы XIX века, а также физики и генетики века двадцатого. Каждому персонажу (или событию) художник посвящает графический цикл, который помимо печатных изысков часто включает медиакомпоненту: анимационный фильм, видеоролик, фотосерию или графический звук. (Ещё одной компонентой почти всегда становится стихотворный текст - на выставке стихи вынесены на стены экспозиционного зала).
Во входной зоне выставки собраны графические циклы «Cyber-Neuru-Fauna», «Мушиный квартет», «Эпициклы», «Аудиобинокуляр», «Эфемеры»… В числе любимых персонажей художника - просветитель и организатор науки Иосиф Гамель, географ и натуралист Самуил Гмелин, светописец Максим Дмитриев, космист Константин Циолковский, философ и изобретатель Алексей Хомяков, поэт и пророк Велимир Хлебников, физик Александр Попов, физиолог Иван Павлов, генетик Николай Тимофеев-Ресовский.
Наконец, физик, правозащитник, публицист и философ Андрей Сахаров.
С Сахаровым связан главный сюжет выставки - с ним самим и с историей создания водородной бомбы в ядерном центре, расположенном с конца 1940-х в Серафимо-Саровском монастыре на юге Нижегородской области. Где удивительным образом, с интервалом в полторы сотни лет, сошлись фигуры Серафима Саровского и Андрея Сахарова. «В Сарове, - писал Сахаров в «Воспоминаниях», - нам пришла в голову третья идея». Сахаров не раскрывал читателю «Воспоминаний» принцип третьей идеи, свято храня государственную тайну. Но сейчас мы знаем, что автором идеи был именно он, и состояла идея в использовании рентгеновского излучения от атомного взрыва для обжатия термоядерного заряда. В отличии от других типов обжатия (которое требуется для преодоления кулоновского расталкивания положительно заряженных ядер дейтерия и трития) рентгеновское излучение позволяло достичь равномерного и практически мгновенного нагрева - а значит и сжатия термоядерного заряда. Надо сказать, что при подземных взрывах в Сарове, когда испытывались неядерные детали конструкции, Успенский собор монастыря пошёл трещинами и вскоре был разобран. Исчез его иконостас. Что навело художника на мысль соединить в одной работе две темы - рентгена и иконы. Художник словно восстанавливает исчезнувшие иконы, но с учётом существования бывшего монастыря в новой роли ядерного полигона.
Сахаровской теме посвящена центральная зона выставки - четыре схожих по технике (шелкографическая печать на прозрачной плёнке) произведения: «Третья идея», «Преображение-Икс», «Р.Д.С. бездна», «Нейтрон-Троица». В этих рентген-иконах иконографические сюжеты (Деисус, Преображение, Сошествие во ад, Троица) как бы просвечены икс-лучами (так первоначально назвали рентген) позитивистского анализа. На изображениях мы видим суставы, рёбра, черепа, тазовые кости, фаланги пальцев - словно бы мощь термоядерного взрыва вскрыла иконные мощи. И преграда между сакральным и профанным (а иконостас в церкви является именно такой преградой) истончилась до полупрозрачности. По сути сама водородная бомба стала чудовищным рентген-аппаратом, направленным на человечество и человечность. Сахаров (как и его сотрудники в саровской лаборатории КБ-11, как и их коллеги по всей стране) создавал чудовищное оружие. И при этом все они предотвратили назревавшую войну - пониманием её невозможности, фатальности. Сахаров укротил (пусть лишь пока, будущего мы не знаем) им же созданного зверя. Как, по житийной легенде, Серафим Саровский укротил дикого медведя.
Рядом с этой центральной зоной экспозиции расположены ещё три графические серии. Они тоже на ядерные (и близкие им) темы. «Трон природы» и «Триада А.Д.С» иллюстрируют инженерно-научные идеи Андрея Сахарова в области управляемого термоядерного синтеза, космологии и астрофизики, представляя его прежде всего гениальным физиком-теоретиком. А «Икс-Фактор» отсылает к исследованиям генетика Николая Тимофеева-Ресовского о влиянии излучения от атомных взрывов на организмы. Именно на результаты опытов радиогенетиков опирался Сахаров, когда выступил с требованием запрещения испытаний ядерного оружия: радиация даже в сверхмалых дозах вызывает мутации клеток, а иногда и гибель организмов, подвергшихся облучению. Как известно, борьба за запрещение ядерных испытаний привела Сахарова в политику.
Следующий раздел экспозиции связан с горьковской ссылкой опального академика в 1980 - 1986 годах. Фильм «Контраст» - это монтаж любительской киносъёмки первомайской демонстрации в городе Горьком в 1970-х и фотографий Сахарова в горьковской ссылке и сразу после ссылки, в Москве. Звуковой ряд фильма - аудиоколлаж радиомузыки, новостей и уличного шума. Контраст открытости речных панорам - и затворничества опального академика в казённой квартире. Контраст беззаботности участников праздничной демонстрации - и сосредоточенности Сахарова на «размышлениях о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе".
Здесь же инсталляция «Экспресс-эфир» - старый транзисторный приёмник «Спидола", «сохранивший» радиоэфир 1980-х - от речей Брежнего до «Голоса Америки", от лёгкой музыки до однообразных репортажей о «достижениях в народном хозяйстве". Рядом ещё одна инсталляция - на нитях, идущих от клавишей старой пишущей машинки «Москва» подвешены полоски бумаги с горьковскими фрагментами «Воспоминаний» Сахарова - здесь прихотливо перемешен незамысловатый быт и полицейская слежка, окрестные прогулки и судебные процессы, редкие походы в филармонию и гневные письма к властям.
Временная рамка финального раздела экспозиции - возвращение Андрея Сахарова в Москву. «Контрапункт» -фильм-монтаж по мотивам выступления Андрея Дмитриевича Сахарова на Первом съезде народных депутатов СССР 9 июня 1989 года. Фильм организован по принципу житийной иконы - центральное поле и клейма по краям. Сопровождённый синтезированным звуком хорала, замедленный в несколько раз видеопоток призван подчеркнуть драматизм события, когда, словно в античном мифе, толпа отвергает призыв героя. Не настаивая на однозначной трактовке события, художник подчёркивает его эпохальность. Противостояние на том съезде стало важным рубежом для всех нас, современников Сахарова и потомков. Заявленная тогда Андреем Сахаровым задача построения справедливого будущего и сейчас не выглядит решённой. Но сама её постановка имела огромный исторический масштаб. Со временем это становится очевидным.