main page contents

СИРЕНАДА. ЧАСТЬ II / SIRENADE. PART II

Евгений Стрелков (Нижний Новгород) / Eugene Strelkov (Nizhni Novgorod)

при участии: Алексей Циберев (программирование), Дмитрий Хазан (инжиниринг), Виктор Рылов (радиомонтаж)
with participation: Alexey Tsiberev, Dmitry Khazan, Victor Rylov
Сиреноскоп – акустический демонстрационный прибор; собран в корпусе патефона на основе процессора Intel Pentium 4, представляет собой портативную модель ящика Пандоры*. Вращая ручку настройки от старого радиоприёмника, зритель словно перестраивается со станции на станцию, прослушивая мелодии волжских водохранилищ.
Водохранилища звучат благодаря специальной программе, учитывающей расстояние от точки на побережье искусственного моря до места истекания Волги из него и превращающей это расстояние (с учётом азимута) в частоту и длительность звукового сигнала. Автор наделяет водохранилища звуковыми паролями, что естественно: ведь Волга всегда звучала – недаром от пароходных мотористов XIX века требовалось умение выдавать затейливые трели паровыми свистками.
Созвучие названий сиреноскопа и медицинского прибора фонендоскопа не случайно – волжские водохранилища словно отёки на теле реки; симптомы патологии – затопление деревень и городов, замедление течения и цветение воды, гибель рыбы и накопление в иле токсичных отходов...
Но порой в тревожной и хаотичной музыке можно почувствовать спрессованные временем до двух-трёх нот отрывки волжских напевов, корабельных гудков, боцманских дудок и колокольных звонов...
Эти голоса сирен – лишь осколки акустического слепка с уже недоступной нам культуры той Волги: фрагменты порой кажутся мелодичными, но сумбур их чередования и резкость переходов говорят о разрушении целостности волжской сонаты...
*) Пандора (в древнегреческой мифологии) – девушка, созданная Гефестом из земли и воды; П. из любопытства открыла крышку ящика, содержащего все человеческие несчастья, и выпустила их.
СИРЕНОСКОП
SIRENOSCOP