main page contents

ВОЛГАТРОНИКА


Серьёзный художник – единственный, кто способен без ущерба для себя встретиться с технологией лицом к лицу, и именно потому, что он является экспертом, сознающим изменения в чувственном восприятии.
Маршалл Маклюен. Понимание медиа,
1960-е

введение

Выставка ориентирована на работу со звуком и технологией художников, использующих high technology — методологию и инструментарий науки, а также low technology — идеологию и практику промыслов и ремёсел.
2005 год – «всемирный год физики» («World Year of Physics»), когда отмечается столетие публикации основополагающих работ Альберта Эйнштейна. Научный и художественный подходы в описании окружающего мира, ранее понимавшиеся как альтернативные, ныне всё чаще соприкасаются. Это происходит и в связи с обобщением естественнонаучных данных, требующим введения внешних для традиционной науки категорий, и в связи с внедрением новых технологий в практику искусства.
Кроме того, современное искусство по сути стало для общества неким «инструментом прогноза», и для художников поэтому естественно прибегать к методологии и аппарату науки.
В целом проект нацелен на дополнительное внимание к сфере мировоззренческого поиска (чем являются как наука, так и искусство) и на нейтрализацию негативных моментов современности, будь то заурядность масс-культуры, этический релятивизм, социальное отчуждение или коммуникационная прагматичность.
В искусстве, почти неразличимом уже за ширмами общественных условностей и ореолом религиозного почитания, обнаруживается игра. Радость человека, который, отчётливо увидев бесконечную систему зеркал, в которой он со своим уделом замурован, раз и навсегда отказывается по собственной воле попадать в ловушку мыльных пузырей, разрисованных волшебными фонарями, и с пониманием дела возводит собственную кунсткамеру; радость не художника и не творца, а изобретательного создателя, который на место общепринятых отражений ставит множество других, на практике никем не утверждённых, но оттого нисколько не менее оправданных, и, ни у кого не спрашиваясь, изготовляет великолепные печати и визитки, игровые головоломки для конкурсов Лепина*...
Место, очистившееся после ликвидации великого искусства и изгнания из человеков бесов простодушной веры в сказанное, свободно. На нём можно возвести здание новой занимательной физики (или логики), открытой для самых изящных находок в любых ПРОМЫСЛАХ и РЕМЁСЛАХ.
Мишель Лейрис, 1960-е
(перевод и примечания Б. Дубина, цитируется по книге «Пространство другими словами», СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005)
*) Учреждённый в 1901 году префектом Парижа Луи Лепином конкурс изобретателей для поощрения отечественного производства игрушек вскоре был расширен до любых полезных изобретений и существует до нынешнего дня.
Древние звали бога ремесленником.
Когда же это чувство пропадает, пропадает искусство. Некоторые считают это неизбежным, винят тут машины. Я не думаю, что это так. Сейчас ощущают машины как подсобные орудия. Древние ощущали их как игрушку. Но разве нельзя ощущать их как астрономические тела на земле?.. Что же касается настроений, которые возбуждаются искусством, то тут ведь ещё ничего не исследовано. Надо было бы составить дерево настроений. Это было бы вместе дерево стихий или пульсаций: ведь в основе всех настроений лежат напряжение и растяжение.
Леонид Липавский. Разговоры, 1934
Не будет преувеличением сказать, что будущее современного общества и стабильность его внутренней жизни зависят в значительной степени от сохранения равновесия между мощью технических средств коммуникации и способностью человека к индивидуальной реакции.
Папа Пий XII, 12.02.1950






история
Выставка «ВОЛГАТРОНИКА» находится в ряду художественных проектов, организуемых арт-группой «Дирижабль» и общественной организацией «Провинциальная культура», посвящённых темам времени / памяти / наследия / технологии / науки. Первым этапом этой арт-эстафеты стал фестиваль «Пойма времени», проходивший с 10 по 13 июня 2000 года в Нижнем Новгороде. Следующей стала выставка «Парапромыслы» в Чебоксарах в сентябре и в Нижнем Новгороде в октябре 2002 года. Выставка «Географика» в Ижевске в октябре 2004 года явилась очередным этапом этой выставочной серии.
Выставка проходит в Ульяновске, одном из индустриальных, культурных и научных центров Поволжья, на территории Ленинского мемориала с 9 по 30 сентября 2005 года в рамках программы «Культурная столица Поволжья». Наряду с Москвой и Петербургом Поволжье – один из мощных научных полигонов страны.
Мощные радиолампы и уникальные сонары, стремительные суда на подводных крыльях и бесшумные субмарины, экранопланы и атомные реакторы, антенные поля и космические приборы — уже более века облик Поволжского региона связан прежде всего с новаторскими инженерными решениями и научными разработками. Ещё со времён самодвижущихся повозок изобретателя Кулибина и паровых машин механика Калашникова, сормовских верфей и гиперболоидов инженера Шухова техника значила для Волги, пожалуй, не меньше, чем кустарные промыслы и торговля.
Традиция продолжилась в XX веке: создание нижегородской радиолаборатории (1918) (где работал Н.Лосев) и радиофизического факультета Нижегородского университета (1945) (где работал А.Андронов), Саратовской селекционной станции* (где работал Н.Вавилов) и Ульяновской биостанции (где работал А.Любищев).
Наука шла рука об руку с техникой: в Поволжье активными темпами развивались приборостроение и электроника (Н.Новгород, Тольятти), авиационная и космическая промышленность (Самара, Ульяновск), ядерные исследования (Димитровград, Саров), селекция и микробиология (Саратов, Ульяновск, Нижний Новгород). Одновременно возникали направления «чистой науки», выводящие на мировоззренческие обобщения: кибернетика, бионика, генетика, синергетика.
Однако художественная и в целом гуманитарная ситуация в регионе заметно отстаёт от естественнонаучной, что связано и с закрытостью волжских городов в советское время. Проект «Волгатроника» направлен на устранение этого дисбаланса, это своего рода прививка ростка актуального искусства на мощный ствол научно-технической традиции.
Евгений Стрелков
*) «И как же ты забыл нашего саратовского изобретателя гусеничного трактора («паровоза для шоссейных и грунтовых дорог») Блинова, изобретателя «русской свечи» Яблочкова, изобретателя реактивных самолётов Болховитинова и турбовинтовых – Антонова? А ещё был химик Зинин, получивший анилин, физик Бахметьев, первооткрыватель анабиоза, и нобелевский лауреат Семёнов – создатель общей теории цепных реакций и современной теории процессов горения и взрывов.
Ты уж добавь Саратову инженерно-технических достижений и научных прорывов как-нибудь. Вот ещё нашёл: тут у нас инженер В.Г.Шухов изобрёл процесс крекинга нефти, построил первый нефтепровод и нефтеналивную баржу грузоподъёмностью двенадцать тысяч тонн (а до этого в бочках возили). Зинин ещё какой саратовец, у него тут главная часть жизни прошла – детство и юность. А в Казани он преподавал (у него там Бутлеров ещё учился). Но Казань ведь тоже на Волге. Ты и Лобачевского не упомянул...» (из письма Е.Стрелкову саратовского краеведа Игоря Сорокина)