Андрей СУЗДАЛЕВ
|
|
РЕВЕРС СЕВЕРА |
|
Каменные лабиринты
Белого моря…
Туго свернутые
пружины памяти,
готовые развернуться
от любого неосторожного
прикосновения,
стать турникетами
на вход или на выход…
Кажущиеся случайными каменные нагромождения вдруг складываются у тебя под ногами в осознанные фигуры – танца? (*) Их здесь десятки – совсем небольшие,
простые, как первые шаги неофита, и побольше, почти полностью совпадающие с рисунками на древних критских монетах. Тропинки, свернутые
в клубки, за которые только потяни, – и перед тобою разворачиваются иные модели пространства и времени, где вход всегда равен выходу,
но выход-то отнюдь не то же самое, что вход…
|
|
Неолитический «лэнд-арт», созданный (кем и для кого?) за несколько тысячелетий до Роберта Смитсона и Ричарда Серра…
Большой Заяцкий остров расположен в 2,5 км на запад от Соловецкого острова. Клочок суши ледникового происхождения, почти плоский,
с невысокой вершиной в центре, продуваемый со всех сторон. «Танцующие березки», мох, шикша, камни, лишайник. А еще валунные выкладки,
«могильники» и – главная загадка – лабиринты. Разгар лета, послеполуденное солнце, длинные тени, ослепительное море – все неподвижно, сонно,
тихо и в то же время исполнено скрытого напряжения.
|
|
Странное место или… не-место (nonsite) на окраине мира, на границе миров. Ощущения совсем непохожи на те, что испытываешь рядом, скажем,
с египетскими пирамидами или священными вершинами, – не песчинка, не муравей.
Здесь масштаб явно человеческий, соизмеримый с собственной системой координат, здесь полная вписанность микро- в макрокосм.
Две птицы, упрямо нарезающие круги над большим лабиринтом, – что вверху, то и внизу. Возможность помнить то, что, казалось бы, помнить никак не должен.
Соизмеримость памяти…
Возвращаясь из путешествия, невольно снова и снова прокручиваешь перед глазами однажды пройденные тобою узоры.
И однажды, в тишине мастерской, наконец произойдёт окончательное совмещение личного опыта с пространственно-временными моделями забытой культуры.
Доверенная мгновенной памяти фотоэлемента (а что может быть быстрее памяти света?), схема Большого лабиринта разворачивается в серию полуавтоматических
свободных графических вариаций. При помощи копировального аппарата (**) и стальной иглы под руками воникают замкнутые циклы световых проекций,
расходящиеся фигурами новых смыслов.
|
 |
|
 |
(*) «след танца» – В книге «Пути к раю» Петер Корнель так же рассматривает возможную связь лабиринта с фигурами танца.
Интересно, что легендарный создатель критского лабиринта Дедал в то же время построил для дочери царя Миноса Ариадны «танцевальный круг».
(Кроме того, см. Кереньи. «Исследование лабиринта», 1966.)
(**) техника, известная также как «ксерографика», или «copy-art».