splash page contents



Андрей СУЗДАЛЕВ

РЕВЕРС СЕВЕРА

Каменные лабиринты
Белого моря…
Туго свернутые
пружины памяти,
готовые развернуться
от любого неосторожного
прикосновения,
стать турникетами
на вход или на выход…

Кажущиеся случайными каменные нагромождения вдруг складываются у тебя под ногами в осознанные фигуры – танца? (*) Их здесь десятки – совсем небольшие, простые, как первые шаги неофита, и побольше, почти полностью совпадающие с рисунками на древних критских монетах. Тропинки, свернутые в клубки, за которые только потяни, – и перед тобою разворачиваются иные модели пространства и времени, где вход всегда равен выходу, но выход-то отнюдь не то же самое, что вход…

Неолитический «лэнд-арт», созданный (кем и для кого?) за несколько тысячелетий до Роберта Смитсона и Ричарда Серра… Большой Заяцкий остров расположен в 2,5 км на запад от Соловецкого острова. Клочок суши ледникового происхождения, почти плоский, с невысокой вершиной в центре, продуваемый со всех сторон. «Танцующие березки», мох, шикша, камни, лишайник. А еще валунные выкладки, «могильники» и – главная загадка – лабиринты. Разгар лета, послеполуденное солнце, длинные тени, ослепительное море – все неподвижно, сонно, тихо и в то же время исполнено скрытого напряжения.

Странное место или… не-место (nonsite) на окраине мира, на границе миров. Ощущения совсем непохожи на те, что испытываешь рядом, скажем, с египетскими пирамидами или священными вершинами, – не песчинка, не муравей.

Здесь масштаб явно человеческий, соизмеримый с собственной системой координат, здесь полная вписанность микро- в макрокосм.

Две птицы, упрямо нарезающие круги над большим лабиринтом, – что вверху, то и внизу. Возможность помнить то, что, казалось бы, помнить никак не должен.
Соизмеримость памяти…

Возвращаясь из путешествия, невольно снова и снова прокручиваешь перед глазами однажды пройденные тобою узоры. И однажды, в тишине мастерской, наконец произойдёт окончательное совмещение личного опыта с пространственно-временными моделями забытой культуры. Доверенная мгновенной памяти фотоэлемента (а что может быть быстрее памяти света?), схема Большого лабиринта разворачивается в серию полуавтоматических свободных графических вариаций. При помощи копировального аппарата (**) и стальной иглы под руками воникают замкнутые циклы световых проекций, расходящиеся фигурами новых смыслов.



(*) «след танца» – В книге «Пути к раю» Петер Корнель так же рассматривает возможную связь лабиринта с фигурами танца. Интересно, что легендарный создатель критского лабиринта Дедал в то же время построил для дочери царя Миноса Ариадны «танцевальный круг». (Кроме того, см. Кереньи. «Исследование лабиринта», 1966.)

(**) техника, известная также как «ксерографика», или «copy-art».


splash page contents